Анализ и оценка оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД

Анализ результатов деятельности ОВД (качественных и количественных показателей) основывается на существующих в системе МВД России критериях и показателях, устанавливаемых ведомственными нормативными актами.

Для оценки оперативно-служебной деятельности целесообразно использовать следующие показатели:

  • предусмотренные ведомственными приказами о системе оценки деятельности ОВД;
  • социологической и иной информации, отражающей мнение населения о деятельности территориального органа;
  • состояния среды функционирования (внешние условия работы);
  • объема оперативно-служебной деятельности (количество проведенных операций, различного рода мероприятий, общее число раскрытых преступлений, законченных производством уголовных дел и т.п.);
  • состояния и результатов использования сил и средств (личный состав, нагрузка, временные затраты, уровень организованности, технические средства, денежные и материальные ресурсы и пр.);
  • исполнения нормативов (нагрузка, плотность, сроки проведения дознания и предварительного расследования, реагирование на запросы и т.д.).

В ходе анализа и оценки следует выявлять цепочку взаимосвязей, включающих в себя криминогенно значимые факторы внешней среды, состояние преступности, результаты оперативно-служебной деятельности, ресурсное обеспечение.

Поскольку состояние преступности в значительной мере определяется воздействием факторов, не зависящих от правоохранительных органов, не следует напрямую отождествлять характеристики преступности с оценкой деятельности ОВД, их служб и подразделений.

Изучение и оценку оперативно-служебной деятельности территориального органа МВД России необходимо проводить в целом и по линии подразделений

Особое внимание необходимо обращать на реализацию принципа системного подхода в решении приоритетных задач, оценку координации и взаимодействия при исполнении комплексных функций (предупреждение и раскрытие преступлений, профилактика рецидивной и подростковой преступности и др.).

При оценке эффективности работы подразделений ОВД целесообразно использовать показатели нагрузки для уголовного розыска – по количеству зарегистрированных и раскрытых преступлений, для следственного подразделения – по количеству уголовных дел, находившихся в производстве и оконченных производством, в т.ч. направленных в суд, и т.д.

При анализе нагрузки на одного сотрудника необходимо сравнивать ее со средними показателями в других подразделениях, а также с аналогичными уровневыми (среднегородскими, региональными) показателями, результаты которого должны служить основой для принятия решений о перераспределении штатной численности.

Расчет показателей плотности нарядов полиции и нагрузки на личный состав целесообразно проводить за год. Показатель плотности рассчитывается путем деления численности личного состава ОВД или отдельных подразделений (например, ППС, УУП) на 1 тысячу, 10 тысяч, 100 тысяч населения. Анализ целесообразно проводить в сравнении со средней плотностью по району, городу, региону в целом.

Высокоэффективным является метод сравнительных исследований деятельности двух территориальных органов или двух отделений одного органа, аналогичных по характеру выполняемой работы, двух или нескольких сотрудников УУП, УУР, СО и т.д., располагающих одинаковыми людскими и материально-техническими ресурсами, действующих в одинаковых условиях, но значительно отличающихся друг от друга результативностью своей работы.

Сравнительные исследования следует проводить и по наиболее важным направлениям оперативно-служебной деятельности:

  • предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
  • результатам борьбы с преступностью, отдельными ее видами;
  • организаторской работе руководителя подразделения (стиль и методы работы, эффективность управления силами и средствами и т.п.).

Проблема, требующая сравнительного анализа, чаще всего обнаруживается при изучении статистики о состоянии преступности и результатах борьбы с ней. При установлении ситуации, когда у сходных по стартовым условиям подразделений сильно различаются соответствующие показатели, проведение сравнительного анализа строго обязательно.

Изучение проблемы следует вести до такой глубины, чтобы четко проявились объективные причины сложившегося положения. Необходимо вскрыть реальные причины, взаимосвязи и взаимозависимости, которые привели, например, к ослаблению контроля за работой подчиненных, и внести конкретные предложения по их устранению.

Высокой эффективностью обладает сопоставительный сравнительный анализ, к примеру, данных о месте и обстоятельствах совершения преступлений и сведений об организации деятельности подразделений ОВД (например, места совершения уличных преступлений, автодорожных происшествий вместе с дислокацией нарядов ППС, маршрутов передвижения нарядов ДПС ГИБДД).

Анализ и оценка оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД позволяет:

  • исследовать установленные ведомственными нормативными правовыми актами отдельные показатели оперативно-служебной деятельности и на этой основе определять ее фактическое состояние;
  • оценивать эффективность оперативно-служебной деятельности и определять степень влияния работы ОВД на состояние региональной преступности и правопорядка;
  • выявлять неиспользованные резервы и возможности повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений;
  • изучать количественно-качественные характеристики кадрового состава: некомплект, сменяемость, уровень профессиональной подготовки, нагрузку на сотрудников подразделений.

Недостатком комплексных анализов криминальной ситуации и оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД является зачастую неполнота информации, представленная аналитическими подразделениями ОВД. Отсюда возникают сложности в сравнении схожих показателей по годам, территориям, подразделениям, наконец, в целом и по регионам.

Изучение административных правонарушений обладает одной важной особенностью.

Статистические отчеты отражают одновременно и состояние административного правонарушительства, и уровень борьбы с ним. Отсюда возникает проблема критериев оценки административной деятельности органов внутренних дел.

Анализ данных об административных правонарушениях должен проводиться не изолированно, а в тесной связи с исследованием, с одной стороны, преступности, с другой – взаимообусловленных факторов внешней среды.

Главный ответ, интересующий исследователя, должен включать в себя следующее:

  • чем, какими внешними условиями можно объяснить имеющийся уровень административных нарушений;
  • как повлиял этот уровень на сложившуюся обстановку с преступностью;
  • какие правонарушения и меры борьбы с ним способствовали росту (снижению) тех или иных видов преступлений.

Административные правонарушения, как и преступность, характеризуются показателями абсолютного количества, уровня, структуры, динамики, территориальной и ведомственной распространенности.

Изучаются наиболее распространенные нарушения – мелкое хулиганство, пьянство, наркомания, отступление от правил дорожного движения, паспортно-регистрационного режима, занятие проституцией. Исследователя также интересует личность нарушителя, мотивы и способы деяния, место совершения правонарушений.

Следует отметить, что пока еще анализу этой стороны деятельности милиции и в МВД, ГУВД, УВД, и в городских, районных органах уделяется мало внимания. В аналитических справках, докладных и проблемных записках, сообщениях в инстанции в лучшем случае приводятся статистические данные и крайне редко фиксируются причины и условия, их порождающие, влияние на преступность.

Слабо изучается обстановка по предприятиям и организациям, учебным заведениям, общежитиям, хотя понятно, что аналитическое исследование обстановки, складывающейся в сфере соблюдения административного законодательства, не менее значимо, чем изучение преступности. Отсюда вытекает задача повышения уровня анализа и оценки этого важного элемента оперативной обстановки.

Важную роль в изучении состояния оперативной обстановки в регионе, анализе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и наглядном отображении ее результатов отводится графическим методам обобщения информации, суть которых заключается в построении различного рода схем, диаграмм, таблиц и графиков. С их помощью можно более наглядно, чем в текстовом изложении, отобразить состояние и развитие оперативной обстановки, что важно для исследования динамики и взаимосвязи криминогенных факторов и явлений.

При подготовке аналитических документов вопрос о размещении в нем графических материалов решается исходя их соображений целесообразности.

На практике наиболее часто применяются линейные графики, выполненные в виде кривых ломаных линий. Они удобны для показа изменений каких-либо явлений во времени. С помощью таких графиков можно показать динамику, например, преступности или отдельных ее видов.

В целях сравнительного анализа возможно построение нескольких линейных графиков в одной системе координат.

Анализ и оценка оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД

Для сравнительной характеристики преступности, результатов деятельности органов внутренних дел, графического отображения структуры криминологически значимых явлений применяются столбиковые и секторные диаграммы.

Анализ и оценка оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД

Главной целью комплексного анализа криминальной ситуации является получение криминологически значимой и обоснованной информации о состоянии, тенденциях и закономерностях преступности для последующего ее использования при подготовке прогнозов возможного развития криминологических ситуаций на территории оперативного обслуживания, способствующих выработке эффективных управленческих решений предупредительного характера.

На основе выводов и оценок проводимого комплексного анализа могут быть внесены изменения в расстановку сил, средств подразделений управлений; изменен режим работы личного состава в период осложнения криминальной ситуации, подведены итоги работы с участием руководства ОВД, направлены предложения в вышестоящий УВД об оказании практической помощи или проверки, организованы и осуществлены комплексные операции по борьбе с наиболее распространенными видами правонарушений, эффективно использованы возможности каждой службы, определены комплексные меры по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на состояние преступности, заслушаны руководители служб ОВД о причинах негативных явлений в криминальной ситуации, рассмотрены вопросы о внедрении в оперативно-служебную деятельность ОВД передового организационного опыта или отдельных новых форм и методов работы.

Важным моментом в оценке эффективности оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел является учет латентности преступлений, по разным причинам не нашедших отражения в уголовной статистике, конкретно не попавших в регистрацию преступлений.

Ученые выделяют скрытую преступность (не выявленные по тем или иным причинам правоохранительными органами преступления) и скрываемую преступность, которая, будучи обнаруженной сотрудниками правоохранительных органов, не нашла должного отражения в статистике преступности в силу незаконной практики укрытия преступлений от учета, а также в результате недостатков самого процесса формирования статистических массивов.

Известно, что наименьшей латентностью обладают убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; наибольшей – взяточничество, экономические преступления, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью и умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои и ряд других.

Учет латентности важен и необходим при комплексном анализе и прогнозе состояния криминальной ситуации, оценке состояния учетно- регистрационной дисциплины. Во втором случае определяется, в какой мере статистические данные отражают фактическую картину преступности или что является причиной изменений, происходящих в преступности. В качестве таковых могут быть и действия реальных факторов общественной жизни, и изменения в деятельности самих правоохранительных органов.

Для оценки латентности применяются различные методы:

  • сравнительный анализ ряда статистических показателей;
  • анализ жалоб, заявлений, сообщений о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы, СМИ;
  • сопоставление их с результатами анализа уголовной статистики;
  • социологические опросы населения по специально разработанным анкетам.

Данные исследования, проведенного МВД России в рамках международного проекта под эгидой регионального криминологического института ООН, свидетельствуют, что применительно к группе общеуголовных преступлений (посягательства на личность, кражи, грабежи, разбои) в среднем регистрируется лишь каждое четвертое преступление.

Некоторые авторы утверждают, что соотношение видимой («надводной части айсберга») и невидимой («подводной») определяется как один к семи, один к восьми, а то и больше

Латентность экономической преступности не только значительно выше по сравнению с общеуголовной, но и обнаруживает тенденцию к росту. В отдельных отраслях экономики скрытая преступность достигает 85-90%, т.е. выявляется и регистрируется лишь каждое седьмое – десятое преступление.

Особенно поражены преступностью кредитно-финансовая, внешнеэкономическая сферы, рынок потребительских товаров и услуг, различные государственные и общественные фонды. Так, доля теневого сектора экономики России, по некоторым оценкам, составляет свыше 50%, около 40% оборота наличных денег государством не контролируется, а поток переводимой за рубеж валюты достигает уже нескольких миллиардов долларов США в месяц.

К числу наименее латентных традиционно относят убийство. Однако необходимо учитывать, что ежегодно не устанавливается несколько десятков тысяч без вести пропавших лиц, многие из которых, как свидетельствует практика, стали жертвами преступлений. Средним уровнем латентности характеризуются изнасилования и телесные повреждения (кроме тяжких), регистрация которых часто зависит от позиции потерпевших.

Высока латентность карманных краж (по экспертным оценкам, их зарегистрированная и скрытая части соотносятся как 1 к 2250, обмана покупателя и заказчиков (1 к 136), краж из общежитий (1 к 115), взяточничества (1 к 99), краж из дач (1 к 95).

В силу известных причин, в частности из-за боязни мести, высоколатентными остаются факты квалифицированного вымогательства, особенно в форме регулярного взимания «дани» рэкетирами, а также многие другие преступления, совершаемые организованными преступными группами. Практически неучтенными и по-этому безнаказанными остаются экологические преступления, истинные масштабы которых сегодня вряд ли известны даже специалистам.

Суммируя изложенное, можно предполагать, что за последнее время в уголовную статистику не попадает 8-10 млн преступлений ежегодно.

Интересно
Изучение причин такого положения показало, что в среднем по стране не обращались в правоохранительные органы около 60% опрошенных потерпевших от преступлений, хотя 38% из них стали жертвами хулиганства, 25% – квартирных краж, 14% – мошенничества, 12% – грабежей и разбойных нападений.

Основными мотивами при этом были сомнения в эффективности деятельности правоохранительных органов (54%), нежелание участвовать в затяжном уголовном процессе (26%), опасение неблагоприятных последствий (20%). Если говорить об искусственной латентности, то прокуратурой ежегодно выявляются десятки тысяч фактов укрытия преступлений от учета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)