Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора

Как уже отмечалось выше, существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных (“бюрократических”) характеристик профессий, как бы переходя от собственно профессиограммы к психограмме.

Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов и т.п. Называется данная процедура аналитическое профессиографирование (аналитическая профессиограмма).

Е.М. Иванова определяет аналитическую профессиограмму как “построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда” и предлагает следующий порядок ее построения.

Аналитическое профессиографирование включает два основных этапа:

  • анализ операционально-технологической структуры труда;
  • анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.

По сути, психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на “бюрократическом” и “технологическом” языке), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами профессионально важные качества (ПВК). И уже к этим качествам (к наиболее важным для данной профессии) подбираются конкретные психодиагностические методики – тесты (или субтесты).

В приложениях на примере двух профессий “начальник отдела кадров – начальник ОК” и “разработчик РЭА” показано, как можно рассмотреть данную работу с помощью аналитической профессиограммы. Также в приложениях представлен перечень профессионально важных качеств (ПВК), которые могут быть использованы при составлении аналитической профессиограммы.

Заметим, что само выделение ПВК и подбор соответствующих психодиагностических методик (уже собственно для профотбора персонала) предполагает также и составление обоснованных психометрических норм для используемых тестов. При этом сразу же обнаруживаются серьезные проблемы при использовании тестов в профотборе.

  • Сами нормы обычно предполагают исследование достаточно больших (примерно 200-300 человек) и, главное, репрезентативных выборок.

Иными словами, важно не просто набрать нормы на любых людях, а именно на профессионалах, работающих по интересующей профессии. Понятно, что далеко не всегда такие возможности имеются, поэтому многие тесты, используемые в профотборе, недостаточно обоснованы.

  • Нормы должны быть набраны с учетом местных (региональных) особенностей.

Например, нормы, составленные в столице, могут оказаться непригодными в отдаленных регионах страны.

  • Сами эти нормы должны через определенное время обновляться (например, через каждые 3-5 лет).

Все это еще больше осложняет ситуацию. А ведь тесты претендуют на “точный” и “объективный” диагноз.

  • Кроме того, вызывает сильные сомнения само качество имеющихся тестов.

Например, известный психолог В.П. Зинченко пишет по этому поводу: “Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными”.

Но даже несмотря на это, тесты все же следует использовать в целях профотбора. Каковы главные аргументы “за” использование тестов:

  • При грамотном использовании тесты все-таки дают ценную информацию о клиенте (претенденте), даже несмотря на значительные издержки при составлении норм, обработке и интерпретации результатов.

Сама диагностика обычно проводится не с помощью одной единственной методики, а при использовании батарей тестов и, желательно, с повторными испытаниями (по возможности). Главное, о чем должен помнить профконсультант (или психолог-диагност), занимающийся профотбором – результаты собственно тестирования обязательно должны быть дополнены данными наблюдения и беседы.

  • Многие клиенты, руководители, да и сами коллеги-психологи убеждены, что тестировать надо “обязательно”.

Поэтому, чтобы не подрывать авторитет стандартизированной практической психодиагностики, проще провести тестирование, чем доказывать кому-то гораздо большую эффективность других, более надежных методов диагностики – беседы и наблюдения. Опытный специалист, успокоив таким образом своих клиентов и заказчиков, все равно перепроверит результаты тестов более “живыми” методами работы с клиентом-претендентом.

  • В некоторых организациях, особенно там, где начальство и коллеги не обладают достаточным уровнем общей культуры, с помощью тестов легко создать видимость работы (рабочие шкафы и полки быстро заполняются бланками опросников и тестов, психолог постоянно “обрабатывает” и “интерпретирует” результаты компьютерного тестирования и т.п.).

И уже на этом фоне легче работать так, как подсказывает совесть и настоящий профессионализм. Заметим, что у психолога профессионализм в немалой степени основан не на использовании стандартизированных методов, предназначенных скорее для начинающих специалистов, а на профессиональной интуиции, которая сама часто основывается на богатом жизненном опыте и опыте психологической практики.

  • Наконец, если клиенты (или начальство) выдвигают “претензии” к работе психолога (типа, “чем это Вы там занимаетесь?”), можно сослаться на то, что используемые Вами психодиагностические методы известны во всем мире и активно используются психологами в других организациях.

А на фоне таких “общепризнанных” (хотя и здорово устаревших) методов проще использовать действительно работающие методы, включая и индивидуальные приемы и методики конкретного профконсультанта.

В целом профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

  • Если рассматривать новую организацию (или создание нового структурного подразделения), то еще на предварительных этапах проводится планирование структуры организации: определяется сам тип структуры и основные отношения организации и персонала.
  • Далее проводится проектирование организации.

Оно предполагает: определение целей и результатов деятельности; определяются связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, по иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки – в соответствии со всем этим формируется и структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации.

  • На основании всего этого осуществляется общая оценка потребности в персонале.

Сама общая потребность в кадрах определяется в соответствии с базовой и дополнительной потребностью в кадрах. Базовая потребность определяется из объема работ и выработки на одного работника. Дополнительная потребность – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. При долговременном планировании кадров охватывается перспектива на период более трех лет.

  • Поиск и организация потока претендентов.

Реклама в СМИ; обращение в “рекрутинговые” агентства; обращение в службы занятости населения; использование личных контактов; ярмарки вакансий; школы, гимназии, вузы и т.п

Особого внимания требует организуемый иногда конкурсный набор персонала на работу:

  • Цели конкурса.

Поднятие престижа должности; привлечение большего числа кандидатов; повышение объективности решения о приеме на работу, демократизация отбора и т.п.

  • Необходимые элементы конкурсного отбора.

Наличие претендентов; конкурсная комиссия; механизмы оценки достоинств конкурентов и принятия решения по итогам конкурса; механизм информирования участников конкурсной процедуры о ходе и результатах конкурса.

  • Основные подходы к конкурсу.

Выборы – наиболее простой и традиционный способ (претендент не подвергается специальным испытаниям, все решается мнением большинства членов комиссии на основании изучения его документов и оценки опыта предшествующий работы); подбор – с использованием собеседования и психологического тестирования (а не только на основе изучения с документами претендента); отбор – на основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого претендента и прогнозирования его профессиональной деятельности.

  • Часто реальный профотбор продолжается на этапе профессиональной адаптации, тем более, что сейчас распространена практика “испытательных сроков”, по истечении которого с новичком могут и не продолжить контракт.

Здесь уместно вспомнить известные слова Е.А. Климова о том, что “…у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности)”.

Адаптация персонала предполагает выделение следующих основных этапов:

  • оценка уровня подготовленности новичка;
  • ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и правами;
  • действенная адаптация – помощь в освоении своего нового статуса;
  • функционирование – постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе (нередко это происходит через 1-1,5 года после начала работы…).

В последнее время все более популярны идеи о специализированной подготовке персонала с элементами профориентации и профотбора (точнее – профподбора) уже в ходе самого профессионального обучения в вузе (близко к тому, что раньше называлось “целевой подготовкой” и “целевой аспирантурой”). При таком варианте обучающийся студент знакомится с конкретными трудовыми постами (на какой-то фирме, заинтересованной в подготовке определенных специалистов и установившей контакт с данным учебным заведением).

Студент может также выбрать то, что ему больше по душе. И в соответствии с этим сама подготовка студента может осуществляться уже по индивидуальным планам и программам, учитывающим специфику будущей работы. Заметим, что такая схема допускает и подготовку по двум или даже трем специализациям, предоставляя будущему специалисту еще больший простор для выбора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)