Американская социально-психологическая школа

Это направление возникло в США в 20-е гг. XX в. Его представителями являются Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисбер, Ф. Херцберг.

Социально-психологическая школа психологии менеджмента подвергла критике теорию Ф. Тейлора, считавшего главным стимулом человеческой деятельности материальную заинтересованность, и заменила свойственный тейлоризму бихевиоральный подход к человеку анализом социально-психологической деятельности.

Основной принцип этой школы: «Человек — главный объект внимания на производстве».

Представители социально-психологической школы провели множество исследований и экспериментов на производстве и доказали, что, наряду с материальным стимулом, в повышении производительности труда большое значение имеют и социально-психологические факторы:

  • сплоченность группы;
  • взаимоотношения с руководством;
  • социально-психологический климат;
  • удовлетворенность трудом.

Наиболее ярко социально-психологическая школа в психологии менеджмента представлена теорией «человеческих отношений» Э. Мэйо.

Разрабатывая теорию «человеческих отношений», Э. Мэйо ставил следующие цели:

  • повысить уровень мотивации человека к труду;
  • психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве;
  • улучшить качество организационных и управленческих решений;
  • развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль;
  • содействовать личностному развитию работника.

Теория «человеческих отношений» сформулирована Э. Мэйо входе его знаменитых хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (с 1924 по 1936 гг.) в городе Хоторне близ Чикаго.

Хоторнские исследования начались с изучения влияния физических характеристик рабочего помещения на производительность труда.

Исследователи задались целью ответить на такие, например, вопросы:

  • как отразится на производительности труда увеличение освещенности рабочего помещения;
  • влияют ли на производительность труда температура и влажность воздуха в рабочем помещении;
  • как отразится на производительности труда разрешение менеджера устраивать небольшие перерывы.

Результаты хоторнских исследований удивили как психологов, так и заводских менеджеров. Оказалось, что социальные и психологические факторы потенциально способны оказать значительно большее влияние на производительность труда, чем физические факторы.

Например, когда яркий свет в рабочем помещении сменился тусклым освещением, никакого снижения производительности труда не произошло: благодаря влиянию более тонких по своей природе психологических факторов производительность труда сохранилась на прежнем уровне и при весьма плохом освещении.

Производительность труда другой группы рабочих при увеличении освещенности возросла. Тогда исследователи ввели другие новшества — перерывы, бесплатные ланчи, укороченный рабочий день, и введение каждого из них сопровождалось ростом производительности труда. Однако она продолжала расти и тогда, когда запас новшеств иссяк. Исследователи пришли к выводу, что физическая обстановка вовсе не так важна для персонала, как полагали менеджеры.

Интересно
Хоторнские исследования открывают новую эру в истории психологии менеджмента, начинающей изучать такие феномены, как природа лидерства, образование неформальных групп в рабочей среде, установки работающих людей, принятый в организации традиционный стиль общения и другие особенности менеджмента и организационного стиля, которые ныне признаны факторами, влияющими на производительность труда, мотивацию и удовлетворенность работой.

Хотя хоторнские исследования и критиковали за недостаточную научную строгость, никто не отрицает их влияния на сам подход психологов к природе работы.

Э. Мэйо выделяет объективные и субъективные факторы повышения производительности труда. К объективным факторам он относит условия и организацию труда, заработную плату. Серию исследований он проводит для того, чтобы изучить субъективные факторы: влияние группы на поведение личности, межличностные отношения, мотивы и ценности людей в процессе трудовой деятельности, механизмы функционирования группы, конфликты и сотрудничество, коммуникационные барьеры и пр.

Благодаря исследованиям Э. Мэйо, в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктрина, превратившаяся в официальную программу управления организациями.

В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:

  1. Человек — это «социабельное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.
  2. Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.
  3. Руководители организаций в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Сотрудникам необходимо создавать благоприятные условия груда и общения для того, чтобы повысить их производительность.
  4. Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического.

Э. Мэйо считал, что концентрация внимания управляющих на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности людей — это основной путь разрешения общественных противоречий и обеспечения социальной стабильности общества.

Им предложены следующие средства повышения производительности труда:

  1. Паритетное управление, основанное на учете взаимных интересов администрации и работников организации.
  2. Гуманизация труда, обеспечиваемая внедрением новой техники и новых технологий, созданием благоприятных условий труда.
  3. Принятие коллегиальных решений, демократический стиль руководства организацией.
  4. Просвещение работников, их профессиональное обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации.

Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)