Акт преемственности как элемент реализации переходного педагогического процесса

Теория познания учит, что при исследовании разнообразных процессов, происходящих в природе и обществе, следует исходить из генетического начала, элементарного акта, «клеточки» их проявления и уже на основе выделенной ячейки процесса и, исходя из нее, строить всю систему исследуемых свойств, отношений и закономерностей.

В применении к нашей проблеме задача состоит в выделении генетического начала, «клеточки» процесса преемственности в учении, раскрывающего механизм реализации её методологической функции в интеграции образовательных структур различной степени сложности.

Чтобы разобраться в диалектике элементарного акта проявления преемственности в учении, совокупность знаний обучаемых по вопросу, вносимому номинальной порцией новой информации, условно представим в виде возрастающих в размере звеньев, имеющих определенную структуру.

Каждое звено состоит:

  • из элемента целого или ядра;
  • зародыша будущего;
  • вносимого нового;
  • отрицаемого или снимаемого элемента.

Динамика самого перехода с элементарным проявлением преемственности в учении заключается в следующем:

  • в предшествующем этапе или звене явно заметны признаки последующего (обратная связь);
  • в последующем сохраняется (удерживается) сердцевина предыдущего (те или иные элементы целого) в преобразованном виде (сохранение, удержание);
  • получает развитие то новое, что было в предыдущем в зачаточном состоянии (развитие);
  • получает закрепление и развитие сердцевина формируемого (устойчивость целого);
  • при переходе от одного этапа или звена к другому отбрасывается, отрицается часть предыдущего (отрицание).

Рассмотренному таким способом элементарному акту (единице) преемственности учения присущи признаки преемственности как философской категории.

Наличие удержания и передачи некоторой информации от предшествующего учебного акта к другому при усвоении нового материала подтверждается тем, что, как указывает В.П. Беспалько, «номинальный объем информационного кадра не должен существенно превышать 6–8 строчек текста», но, «учитывая тесные смысловые связи между словами в тексте информационного кадра программы, можно предположить, что увеличение объема кадра до 10–15 строчек не окажет существенного влияния на функционирование оперативной памяти у человека.

Эффект бесконфликтного увеличения объема информационного кадра в два с лишним раза по сравнению с номинальным объясняется тем, что в предшествующем кадре, усвоенном обучаемым, уже содержатся зачатки информации последующего кадра, так как он рассчитан на развитие того целого, что составляет конечный результат обучения и, преобразуясь, переходит иногда в неявном виде из кадра в кадр или имеется в виду обучающими и обучаемыми.

Понятие преемственности учения в его прямом педагогическом значении впервые использовал Б.П. Есипов, отмечая, что систематичность в обучении является условием преемственности в усвоении знаний на различных этапах обучения.

В ряде работ 60-х годов (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, А.К. Бушля) проблема преемственности разрабатывалась не только как развитие во времени системы знаний учащихся, но и в плане связи между звеньями системы непрерывного образования.

Особую актуальность проблема содержания и сущности понятия преемственности в педагогике приобрела в наше время, когда была поставлена задача разработки единой системы непрерывного образования.

В педагогике пока нет единого подхода к определению понятия преемственности и его статуса. Преемственность трактуется по-разному: как закономерность, принцип, условие, требование, фактор, правило, средство и т. п.

В педагогических работах и учебниках большинство определений раскрывает не общее содержание преемственности как педагогического понятия, а ее функции, зачастую касающиеся достаточно узких ее проявлений.

Например, Б.Г. Ананьев писал: «Преемственность в обучении есть развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основам наук. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности.

Преемственность осуществляется при переходе от урока к уроку, т. е. в системе уроков, от одного учебного года к другому, от одного учебного предмета к смежному с ним и т. д., проявляя свой всеобщий педагогический характер».

А вот выдержки из других работ о сущности и функциях преемственности в обучении:

  • устанавливает связи между знаниями, сообщаемыми на одном уровне и в различных темах курса, между материалом разных предметов;
  • показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать учащихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе преемственной работы над новым материалом;
  • осуществляет последовательную связь в работе отдельных классов и школьных ступеней путем использования таких средств, как согласование программ и учебников, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий, посещение занятий в предшествующем классе и др.;
  • обеспечивает последовательность перехода класса от одних педагогов к другим: учителям младших классов требуется знать программу следующих классов и предстоящие требования к учащимся; педагогам старших классов – знать уровень подготовки их нового контингента.

Из приведенных примеров становится ясно, что, перечисляя разновидности проявления преемственности, вскрыть научное содержание общепедагогического понятия преемственности не удаётся. Также невозможно разрешить эту задачу, определяя сущность преемственности через частные педагогические явления.

Очевидно, к наиболее обобщенному определению содержания понятия и сущности преемственности в обучении и его составной части – учения следует подходить с точки зрения того, какой необходимостью она вызвана и на разрешение какого наиболее общего противоречия она направлена.

Интересно
Педагогическая преемственность оказывается необходимой в связи с тем, что сам процесс учебного познания и становления молодежи расчленен в пространстве и во времени и дискретность выступает как база функционирования преемственности, тогда как непрерывность и целостность являются результатом ее осуществления.

Закономерность разрешения противоречия между дискретным характером обучения и необходимостью обеспечить целостность педагогического процесса и его результатов и есть основа содержания понятия и сущность преемственности в педагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)