Актуальные проблемы технологии реализации переходных педагогических процессов в системе непрерывного образования

Организация изучения магистрантами курса «Философия образования и науки» опиралась на идею личностно ориентированного профессионального образования и концепцию обучения творческому саморазвитию.

Ведущие положения личностно ориентированного профессионального образования, по Э.Ф. Зееру (2000):

  • личностное и профессиональное развитие студентов рассматривается как главная цель, что предполагает субъективную активность обучаемого. Он сам творит учение и самого себя;
  • критериями эффективности организации профессионального образования являются параметры личностного и профессионального развития;
  • в качестве дидактической единицы профессионального образования выступает учебно-профессиональная ситуация. Совокупность этих ситуаций позволяет смоделировать все составляющие профессионального образовательного процесса;
  • социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых.

Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и обучаемых. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное профессиональное образование создает условия для полноценного соразвития субъектов образовательного процесса.

Опираясь на идеи развивающего обучения, В.И. Андреев (2000) разработал концепцию обучения творческому саморазвитию личности.

Эта концепция строится на следующих положениях:

  • осознание самоценности каждой личности, ее уникальности;
  • неисчерпаемость возможности развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
  • приоритет внутренней свободы – свобода для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
  • понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самопознание, самосовершенствование и творческая самореализация личности.

В нашей работе мы исходили также из установленного В.И. Андреевым закона фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности.

Сущность этого закона раскрывается В.И. Андреевым следующим образом. Развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных количественных и качественных изменений в «самости» может и на определенной стадии переходит в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности и трансформируется в творческое саморазвитие личности.

Педагогическим условием активизации и интенсификации перехода развития в творческое саморазвитие личности, по В.И. Андрееву, является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность обучаемого сама все более осознанно и целенаправленно овладевала бы методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации.

Отсюда В.И. Андреев формулирует следующие положения гарантированного качества образования: «Только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование.

При этом обучение переходит в самообучение, воспитание – в самовоспитание, а личность из состояния развития – в фазу творческого саморазвития».

Следуя этим положениям, магистрантам специализации «Психология и педагогика детства» было рекомендовано вести изучение курса сквозь призму разработки проектов, связанных с управлением переходом учащихся от детства к юности.

Соответственно, студентам специализации «Педагог начального образования» была поставлена задача заняться разработкой технологии обеспечения перехода учащихся из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу.

Тематика творческих проектов магистрантов специализации «Педагогика и психология воспитания» была связана с решением проблем преемственности воспитания учащихся в начальном и среднем звеньях школы.

Будущие магистры в области психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития были озадачены разработкой технологии введения детей с проблемами развития в коллектив учащихся с нормальным уровнем.

Усилия студентов, осваивающих особенности преподавания в высшей школе, были сосредоточены на разработке проблем, связанных с адаптацией первокурсников к вузовским условиям обучения.

Судя по тематике представленных ниже статей магистрантов, подготовленных на основе выполненных ими творческих проектов, основное внимание было обращено на разработку технологий управления переходными педагогическими процессами на стыках «детский сад – начальная школа», «начальная – средняя школа».

Такое предпочтение в тематике проектов объясняется тем, что большинство магистрантов работает в этих звеньях непрерывного образования. Поэтому при проектировании им было значительно легче видеть проблемы и пути их решения в этих стыках, опираясь на собственные наблюдения, а также на передовой педагогический опыт, накопленный педагогическими коллективами, в которых они работают.

Этим же объясняется содержание примерных планов обеспечения плавного перехода учащихся из одного звена образования в последующее, приведенные в статьях практические рекомендации для родителей, учителей по оказанию поддержки учащимся в переходные периоды образования и развития.

Интересно
Отсутствием практического опыта у студентов в области работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, а также опыта преподавания в высшей школе объясняется незначительное отражение особенностей технологии работы с этими категориями учащихся в представленных ниже материалах.

Отсюда следует, что студентов, получающих специальность магистра по этим направлениям, непременно необходимо трудоустраивать в учреждения образования, соответствующие их специализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)