Оценка товаров в конкурсах программ “100 лучших товаров России” и “Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века”

В России получили широкое распространение конкурсы программ в области качества продукции, в том числе программ “100 лучших товаров России”, “Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века” и др.

Их основу составляет оценка качества и конкурентоспособности продукции по определенным критериям с использованием различных методов, осуществляемая на уровне предприятий, региональном и федеральном уровнях.

Программа “100 лучших товаров России” (далее — Программа) была учреждена в РФ в 1998 г. Она стала результатом консолидации усилий научно-технической общественности, органов государственной власти и средств массовой информации по повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Программа создавалась в противовес заполнению отечественного рынка товарами зарубежного производства, причем далеко не лучшего качества, а подчас просто опасными. Ее учредителями выступили Госстандарт России (ныне — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), Межрегиональная общественная организация (МОО) “Академия проблем качества” и редакция журнала “Стандарты   и качество”.

Программа получила название “100 лучших товаров России” по числу центров стандартизации и метрологии Госстандарта России. Именно эти органы Госстандарта должны были организовывать реализацию программы в регионах.

Организационная структура Программы включает: МОО “Академия проблем качества”; дирекцию Программы; региональные комиссии по качеству; совещание представителей региональных комиссий по качеству; партнеров Программы.

Общее руководство Программой осуществляет Президент МОО “Академия проблем качества”. Он формулирует общие направления развития Программы и ее основное содержание на очередной год, подписывает распорядительные и финансовые документы, утверждает итоговые документы ежегодного конкурса Программы.

Ниже приведены цели, задачи и основное содержание Про- граммы, утвержденной Президентом МОО “Академия проблем качества” на 2010 г.

Главными целями Программы являются:

  • стимулирование предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общественности к повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в интересах осуществления национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации;
  • улучшение потребительского содержания валового внутреннего продукта;
  • оказание помощи предприятиям в достижении устойчивости их деятельности в условиях рыночных отношений накануне вступления России в ВТО;
  • усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями;
  • широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах продвижения на внутренний и международные рынки;
  • содействие предприятиям в их участии в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества;
  • содействие в практической реализации Закона РФ “О техническом регулировании”.

Для реализации поставленных целей Программой предусматривается решение следующих задач:

  • организация и проведение ежегодного Всероссийского конкурса программы “100 лучших товаров России” и определение лучших образцов российских товаров и услуг на конкурсной основе;
  • содействие созданию на предприятиях и в организациях эффективных систем менеджмента качества на основе передовых достижений в этой области, экологического менеджмента и обеспечения безопасности труда;
  • развитие и поддержка региональных программ улучшения качества и повышения конкурентоспособности товаров и услуг;
  • разработка и реализация комплекса организационных, методических и информационно-рекламных проектов в интересах предприятий, организаций и регионов участников Программы;
  • широкое распространение позитивного опыта российских предприятий и организаций — лидеров в области качества и конкурентоспособности;
  • активное участие в мероприятиях по подготовке и проведению Всемирного дня качества, Европейской недели качества в Российской Федерации и выставке “Покупайте российское”;
  • системное развитие Программы с учетом предложений региональных комиссий по качеству, рекомендаций предприятий и организаций — участников Программы и накопленного опыта.

В рамках Программы реализуются следующие проекты, имеющие своей целью поддержку позитивных процессов в промышленности и на потребительском рынке страны:

  • Всероссийский конкурс “100 лучших товаров России”;
  • издание и распространение ежегодных каталогов Программы, плакатов и литературы по проблемам качества;
  • Интернет-сайт Программы;
  • голографический идентификационный проект “Знак победителя”;
  • выставочное сопровождение предприятий-участников Программы на российских и зарубежных выставках, региональных и межрегиональных ярмарках.

Важнейшим из проектов является конкурс “100 лучших товаров России”. В последние годы данный конкурс направлен, главным образом, на подготовку предприятий к предстоящему вступлению России в ВТО. Это связано с необходимостью выполнения требований международных стандартов в области менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности, ресурсосбережений.

Основные принципы Программы:

  • добровольность участия;
  • вовлечение широкого круга компетентных специалистов и представителей общественности в решение практических задач по улучшению качества отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности;
  • активизация общественной деятельности, направленной на повышение качества и конкурентоспособности товаров на состязательных, конкурсных началах;
  • системность организации деятельности в рамках Программы;
  • участие в конкурсном проекте Программы только на некоммерческой основе.

Конкурс “100 лучших товаров России” проводится ежегодно в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества и Европейской недели качества в РФ. Он направлен на возрождение традиций качества в стране, поддержку и поощрение лучших российских товаропроизводителей, а также на содействие предприятиям в продвижении продукции на рынки, повышение уровня признания их торговой марки.

Порядок проведения конкурса и условия участия в нем регулируются отдельным Положением “О Всероссийском конкурсе программы “100 лучших товаров России”.

Участниками конкурса на добровольной основе могут быть предприятия, организации и частные предприниматели РФ различных организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции или оказание услуг; предприятия и организации стран Содружества независимых государств (СНГ) — победители национальных конкурсов в области качества, реализующие продукцию или оказывающие услуги на территории РФ.

До выдвижения своей продукции на конкурс организации и их подразделения проводят самооценку ее технического уровня, уровня качества и организационно-технического состояния производства.

Оценка качества представляемых на конкурс товаров осуществляется вначале на региональном, а затем на федеральном уровне. На региональном уровне организацию и проведение конкурса, других проектов и мероприятий Программы в субъектах РФ осуществляют региональные комиссии по качеству.

Состав этих комиссий формируют администрации субъектов на базе ФГУ “Центры стандартизации, метрологии и сертификации” Ростехрегулирования с участием представителей торгово-промышленных палат; контролирующих органов; союзов, гильдий и ассоциаций промышленников и предпринимателей; обществ защиты прав потребителей; предприятий-лидеров качества, представителей общественных организаций, занимающихся вопросами качества; творческих союзов, региональных СМИ; специалистов других компетентных организаций.

В состав региональных комиссий могут входить или привлекаться в качестве экспертов специалисты в конкретных областях деятельности в соответствии с номинациями оцениваемой продукции и услуг.

Региональные комиссии по качеству осуществляют следующие действия:

  • определяют и утверждают состав мероприятий по организации и проведению регионального этапа конкурса “100 лучших товаров России”;
  • информируют руководство предприятий, общественность и СМИ об условиях проведения ежегодного Всероссийского конкурса программы “100 лучших товаров России” и других проектов Программы;
  • организуют и проводят региональный этап конкурса;
  • осуществляют оценку продукции и услуг, определяет лучшие виды продукции и услуг региона из числа заявленных на конкурс;
  • разрабатывают и проводят мероприятия и акции, способствующие пропаганде и популяризации идей качества, достижений предприятий и организаций — участников конкурса, проектов и мероприятий Программы по улучшению качества и повышению конкурентоспособности;
  • формируют и представляют на федеральный уровень в дирекцию Программы итоговые документы региональных комиссий по качеству и материалы предприятий в соответствии с установленными требованиями;
  • проводят завершающие мероприятия федерального этапа конкурса в регионах и обеспечивают участие в мероприятиях, организуемых дирекцией Программы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)