Оценка качества продукции
Оценка качества продукции, как следует из определения термина “качество”, должна представлять собой сопоставление совокупности ее характеристик с потребностями, для удовлетворения которых она предназначена.
Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе проблем управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т. д.
Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла — от проекта до завершения эксплуатации и утилизации.
Только на основе объективных оценок возможны успешное управление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение поступления в продажу морально устаревших и не- эффективных в эксплуатации товаров.
Увеличившееся в последние годы количество изделий за- рубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительной ценности.
Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.
Однако до настоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.
В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получили тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.
При использовании любых методов оценки качества необходимо четко представлять следующее:
- что требуется оценивать;
- какие методы применять для определения и оценки выбранных характеристик;
- какими должны быть единицы измерения и способ обработки результатов измерений;
- какая схема оценки должна использоваться;
- какие действия следует предпринимать по результатам оценки.
Для того чтобы система оценки была репрезентативной и точной, она должна удовлетворять следующим требованиям:
- соответствие целям оценки;
- измеримость оцениваемых характеристик, их непротиво- речивость и пригодность к практическому использованию;
- точность и правильность;
- современность и дешевизна;
- возможность мониторинга достигнутых и прогнозирования будущих результатов.
Главная цель любой оценки продукции — возможность ее использования для управления качеством. Специалисты в области качества в течение продолжительного времени ищут наиболее адекватные методы оценки качества.
В нашей стране использовались следующие виды оценок качества продукции, которые различались по этапам жизненного цикла оцениваемой продукции, критериям и содержанию процедур:
- оценка соответствия качества продукции действующей нормативной и другой документации (стандартам, технической документации, условиям контрактов);
- оценка на предпроизводственной стадии при принятии решения о постановке продукции на производство или еще на стадии проектирования, когда параметры разрабатываемой продукции заносятся в “Карту технического уровня и качества” и сравниваются с одноименными параметрами производимого или реализуемого аналога;
- аттестация продукции по категориям качества;
- градация продукции по сортам;
- сертификация продукции;
- оценка качества опытных образцов;
- оценка интегральных показателей качества;
- комплексная оценка качества;
- оценка в процессе государственной приемки.
- оценки качества продукции органами торговли — для экспорта и внутренних нужд;
- оценка в процессе государственной приемки.
Поиск объективных количественных оценок качества продукции привел в начале 70-х гг. ХХ в. к появлению нового научного направления — квалиметрии. Квалиметрия связана не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и позволяет определить уровень качества.
Метод оценки уровня качества получил название комплексного метода. Он включает такие понятия, как “оценка уровня качества продукции”, “базовое значение показателей качества продукции”.
Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми показателями.
Базовое значение показателей качества продукции — значение показателей качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.
Для выбора базовых показателей используются не только реально существующие изделия, но и гипотетические, отражаю- щие самые различные уровни качества:
- средний мировой;
- перспективный мировой;
- средний национальный;
- высший национальный;
- перспективный национальный;
- экономически оптимальный.
Методы квалиметрии широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и потребительских товаров.
Большим преимуществом методов квалиметрии явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.
В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за следующих ее недостатков:
- выбор номенклатуры свойств, определяющих качество продукции, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;
- желаемый результат оценки можно получить путем подбора коэффициентов весомости;
- сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребностей;
- сложно выбрать базовые значения оцениваемых характеристик конкретных видов продукции, адекватные реальным потребностям множества групп потребителей, поэтому при высоких расчетных значениях количественных оценок продукция может оказаться невостребованной;
- численные результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул — средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.
Однако от методов квалиметрии нельзя отказываться. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.
Оценка уровня качества может быть использована, например, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или пред- ставленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.
Методы оценки уровня качества в зависимости от количества оцениваемых свойств и процедур оценки подразделяются на дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный — метод оценки уровня качества, основанный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значениями единичных показателей базовых образцов. При сопоставлении могут возникнуть следующие ситуации:
- все относительные значения показателей больше единицы или равны единице, т. е. уровень качества оцениваемой продукции равен базовому образцу или превышает его;
- часть относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемой продукции базовому образцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества. Комплексный метод — метод оценки уровня качества, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов.
Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:
- выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукции;
- выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;
- выбор номенклатуры показателей свойств продукции;
- определение значений показателей единичных свойств;
- расчет коэффициентов весомости показателей каждого свойства;
- выбор базовых значений и расчет безразмерных относи- тельных показателей качества;
- выбор формул для расчета комплексного показателя.
Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. Осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложено в учебной и специальной литературе по маркетингу.
Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровневое “дерево свойств”).
На первом уровне выделяют свойства: социального на- значения, функциональные, эргономические, эстетические, экологические, надежность и безопасность; на самом нижнем — единичные свойства.
Выбор номенклатуры показателей, как правило, прово- дится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета (например, при ис- пользовании методов квалиметрии в учебных целях) для оценок используют только наиболее важные единичные свойства.
Значения показателей единичных свойств определяют из- мерительным, органолептическим, расчетным, регистрационным, социологическим, экспертным методами.
- Этап 9. Постоянное улучшение
- Этап 8. Аудиты и анализ
- Этап 7. Внедрение системы менеджмента качества
- Этап 5. Реализация процессного подхода
- Этап 4. Определение документации, необходимой для внедрения и функционирования СМК; планирование структуры документов
- Диагностирование СМК
- Этап 2. Определение стратегии и целей внедрения стандартов ИСО серии 9000:2008
- Организация работ по созданию СМК
- Разработка и внедрение систем менеджмента качеств в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу