Оценка качества продукции

Оценка качества продукции, как следует из определения термина “качество”, должна представлять собой сопоставление совокупности ее характеристик с потребностями, для удовлетворения которых она предназначена.

Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе проблем управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т. д.

Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла — от проекта до завершения эксплуатации и утилизации.

Только на основе объективных оценок возможны успешное управление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение поступления в продажу морально устаревших и не- эффективных в эксплуатации товаров.

Увеличившееся в последние годы количество изделий за- рубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительной ценности.

Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.

Однако до настоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получили тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.

При использовании любых методов оценки качества необходимо четко представлять следующее:

  • что требуется оценивать;
  • какие методы применять для определения и оценки выбранных характеристик;
  • какими должны быть единицы измерения и способ обработки результатов измерений;
  • какая схема оценки должна использоваться;
  • какие действия следует предпринимать по результатам оценки.

Для того чтобы система оценки была репрезентативной и точной, она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствие целям оценки;
  • измеримость оцениваемых характеристик, их непротиво- речивость и пригодность к практическому использованию;
  • точность и правильность;
  • современность и дешевизна;
  • возможность мониторинга достигнутых и прогнозирования будущих результатов.

Главная цель любой оценки продукции — возможность ее использования для управления качеством. Специалисты в области качества в течение продолжительного времени ищут наиболее адекватные методы оценки качества.

В нашей стране использовались следующие виды оценок качества продукции, которые различались по этапам жизненного цикла оцениваемой продукции, критериям и содержанию процедур:

  • оценка соответствия качества продукции действующей нормативной и другой документации (стандартам, технической документации, условиям контрактов);
  • оценка на предпроизводственной стадии при принятии решения о постановке продукции на производство или еще на стадии проектирования, когда параметры разрабатываемой продукции заносятся в “Карту технического уровня и качества” и сравниваются с одноименными параметрами производимого или реализуемого аналога;
  • аттестация продукции по категориям качества;
  • градация продукции по сортам;
  • сертификация продукции;
  • оценка качества опытных образцов;
  • оценка интегральных показателей качества;
  • комплексная оценка качества;
  • оценка в процессе государственной приемки.
  • оценки качества продукции органами торговли — для экспорта и внутренних нужд;
  • оценка в процессе государственной приемки.

Поиск объективных количественных оценок качества продукции привел в начале 70-х гг. ХХ в. к появлению нового научного направления — квалиметрии. Квалиметрия связана не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и позволяет определить уровень качества.

Метод оценки уровня качества получил название комплексного метода. Он включает такие понятия, как “оценка уровня качества продукции”, “базовое значение показателей качества продукции”.

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми показателями.

Базовое значение показателей качества продукции — значение показателей качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Для выбора базовых показателей используются не только реально существующие изделия, но и гипотетические, отражаю- щие самые различные уровни качества:

  • средний мировой;
  • перспективный мировой;
  • средний национальный;
  • высший национальный;
  • перспективный национальный;
  • экономически оптимальный.

Методы квалиметрии широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и потребительских товаров.

Большим преимуществом методов квалиметрии явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.

В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за следующих ее недостатков:

  • выбор номенклатуры свойств, определяющих качество продукции, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;
  • желаемый результат оценки можно получить путем подбора коэффициентов весомости;
  • сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребностей;
  • сложно выбрать базовые значения оцениваемых характеристик конкретных видов продукции, адекватные реальным потребностям множества групп потребителей, поэтому при высоких расчетных значениях количественных оценок продукция может оказаться невостребованной;
  • численные результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул — средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Однако от методов квалиметрии нельзя отказываться. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.

Оценка уровня качества может быть использована, например, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или пред- ставленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.

Методы оценки уровня качества в зависимости от количества оцениваемых свойств и процедур оценки подразделяются на дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный — метод оценки уровня качества, основанный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значениями единичных показателей базовых образцов. При сопоставлении могут возникнуть следующие ситуации:

  • все относительные значения показателей больше единицы или равны единице, т. е. уровень качества оцениваемой продукции равен базовому образцу или превышает его;
  • часть относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемой продукции базовому образцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества. Комплексный метод — метод оценки уровня качества, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов.

Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:

  • выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукции;
  • выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;
  • выбор номенклатуры показателей свойств продукции;
  • определение значений показателей единичных свойств;
  • расчет коэффициентов весомости показателей каждого свойства;
  • выбор базовых значений и расчет безразмерных относи- тельных показателей качества;
  • выбор формул для расчета комплексного показателя.

Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. Осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложено в учебной и специальной литературе по маркетингу.

Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровневое “дерево свойств”).

На первом уровне выделяют свойства: социального на- значения, функциональные, эргономические, эстетические, экологические, надежность и безопасность; на самом нижнем — единичные свойства.

Выбор номенклатуры показателей, как правило, прово- дится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета (например, при ис- пользовании методов квалиметрии в учебных целях) для оценок используют только наиболее важные единичные свойства.

Значения показателей единичных свойств определяют из- мерительным, органолептическим, расчетным, регистрационным, социологическим, экспертным методами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)