Зрительный гнозис

Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Маленько­му ребенку (до 2 лет) понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу.

Стилизован­ные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так час­то предлагаются маленьким детям, им не показаны. Вначале необ­ходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д.

Например, для того, чтобы отличить стол от стула, ребенок дол­жен сделать вывод о том, что у стола нет спинки, а у стула она есть, что стол, как правило, больше по размеру, чем стул.

Имея игрушки — копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предме­тов. Начиная с 2-летнего возраста, их зрительный гнозис усложня­ется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков».

Такие изображения более символичны по своей су­ти, а следовательно, требуют более зрелого восприятия. Со време­нем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в зна­чительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечерк­нутые картинки (фигуры Поппельройтера — рис. 13, 14, цв. вкл.).

Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др.

Такое «свободное обращение» с цветом вполне допустимо. Не следует исправлять ребенка, меняя вы­бранный им цвет на другой, более реалистичный. Чтобы отне­сенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу.

Кроме того, индивидуаль­ное восприятие цвета может долго оставаться нестандартным и для взрослых людей, что находит свое выражение в художествен­ном творчестве. Мы часто видим на полотнах великих мастеров использование цвета не с реалистических, а с художественно-психологических позиций.

В выборе цвета детьми также движет психологический фактор. Аналогичным образом следует отно­ситься и к самим изображениям предметов. Несоблюдение про­порций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное.

Взрослые не должны мешать де­тям выражать свое отношение к действительности, т.е. учить их рисовать по канонам. Роль педагога, обучающего детей рисунку, должна сводиться лишь к усилению того, что изобразил сам ре­бенок, к расстановке акцентов соответственно собственному за­мыслу ребенка.

К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спект­ра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способнос­ти к классификации явлений.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности.

Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки. Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина.

Если не охва­тить ее взором целиком, то сюжет, например, известной картины Федотова «Сватовство майора» и многих других картин, может быть совсем не понят или понят превратно. Симультанный гно­зис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому яв­ляется одним из его важных показателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)