Знание: наше представление о себе и о мире

Во время своей подготовки к рукоположению в сан Мартин Лютер Кинг младший изучал философскую теорию Махатмы Ганди о мирном гражданском неповиновении. Через несколько лет, когда Кинг повел своих черных сограждан на бой кот против дискриминации в автобусах в Монтго мери, сохранившееся в памяти знание о Ганди сформировало основы для его стратегии, которая время от времени успешно срабатывала.

Знание: наше представление о себе и о мире

Как и все мы, Кинг превратил свой жизненный опыт в знание, а затем это знание в действие.

Знание отражает наш богатый и разнообразный жизненный опыт. Как показывает рис. 2.3, у нас есть сенсорные воспоминания о визуальных образах, запахах, звуках, вкусах и прикосновениях.

Например, на основе фильмов, которые вы видели, у вас может возникнуть представление о том, как выглядел и говорил Мартин Лютер Кинг, произнося воодушевляющие слова «У меня есть мечта» на мемо риале Линкольна. У нас также есть представления о поведении людей, их чертах, способностях, целях, предпочтениях, взаимоотношениях и обычной деятельности.

Например, ваше впечатление о Марти не Лютере Кинге может включать представления о том, что он был религиозным человеком, желал избавить Соединенные Штаты от расовой дискриминации и обладал необычайным даром оратора. Наше знание также включает объяснение того, почему люди, группы или ситуации оказываются такими, какие они есть. Например, мы можем объяснить стремление Кинга к равенству его религиозными ценностями.

Как наше знание организуется в памяти? В качестве примера возьмите ручку и листок бумаги и запишите все, что приходит вам в голову, когда вы думаете о великих лидерах. Чувствуйте себя свободным и искренним в своих суждениях — перечислите все и всех, кого вы знаете.

Основываясь на результатах экспериментальных исследований, мы можем предположить, что в ваш список будут входить некоторые конкретные примеры политических лидеров — на верное, это будет Мартин Лютер Кинг младший, Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, Махатма Ганди или Элеонора Рузвельт.

Мы назовем знание конкретного эпизода, события или человека образцом. Мы также думаем, что в ваш список входило несколько общих характеристик, которыми должны обладать выдающиеся лидеры.

Например, вероятно, вы считаете, что выдающиеся лидеры хотят улучшить жизнь людей, которые находятся рядом с ними и используют любые возможности, чтобы оказывать благотворное влияние на окружающих. Знание, включающее общую информацию такого рода, называется схемой.

Наши представления о современном мире содержат и образцы, и схемы. Через несколько страниц мы увидим, что люди также обладают знанием о социальных ситуациях и знанием о своем соответствии этим ситуациям. В целом, хотя мы психически организуем наше знание по-разному, все эти структуры обладают одной общей основной чертой: они представляют наши взгляды на мир.

Образец (Exemplar) — психическое представление о конкретном эпизоде, событии или человеке.

Схема (Schema) — психическое представление, охватывавшее общие характеристики определенных эпизодов, событий или людей.

Я концепция. Знание о самих себе представляет особую ценность. Задумайтесь на минуту и запишите все, что вам приходит в голову, когда вы думаете о себе.

Я концепция (Self concept) — психическое представление, включающее наши взгляды и мысли о самих себе.

Хотя содержание вашего списка может отличаться от вашего описания выдающихся лидеров, типы записей, сделанных вами в том и другом случаях, вероятно, окажутся похожими. Вы могли перечислить примеры своего поведения в прошлом и почти наверняка перечислили несколько ваших качеств.

В самом деле, так же как мы обладаем знанием о других, мы обладаем и знанием о самих себе — я концепцией, иногда называющейся я схемой. Вы то же «объект», который вы сами должны понять.

Разные образы «я». Так же как и наши представления о «выдающихся лидерах» включают многочисленные примеры, наши представления о себе содержат разные образы «я».

Некоторые наши «я» связаны с теми ролями, которые мы играем. Так, Мартин Лютер Кинг младший, вероятно, считал себя мужем, отцом, лидером и проповедником. Другие наши «я» связаны с будущим: они представляют тех, кем мы в идеале надеемся стать, кем, как мы считаем, мы будем, и кем мы стать боимся.

Кинг хотел быть сильным и эффективно действующим борцом за гражданские права, он считал, что должен быть более хорошим мужем для своей жены и лучше исполнять свою роль отца для детей, и боялся, что он станет лидером, гоняющимся за славой и далеким от людей. Будущие «я» очень важны, потому что они помогают определить наши цели и направляют наши действия.

Например, когда нам становится ясно, что наши настоящие «я» — те, кем мы, как нам кажется, являемся на самом деле, — не дотягивают до наших идеальных «я» — тех, кем мы должны быть, — мы начинаем тревожиться и эта тревога может мотивировать нас прилагать больше усилий для достижения наших целей. Будущие «я» Кинга заставили его сильнее бороться за права афроамериканцев и других меньшинств, проводить больше времени с семьей и не заражаться ядом власти. Наконец, большинство из нас в некоторой степени обладает групповым или коллективным «я».

Так же как и Кинг считал себя чернокожим американцем, вы можете рассматривать себя жителем Нью-Йорка или республиканцем, женщиной или членом какой то другой группы. Далее мы увидим, что тот, кем вы являетесь в любой данный момент — то есть какое из ваших «я» доминирует, — часто зависит от того, какой именно аспект вашего «я» проявляется в определенной ситуации.

Источники самопознания. Один из способов понять других — это наблюдать за их поведением и делать выводы о том, что это поведение говорит о человеке. Например, если вы видите, как сосед жестоко ругает ребенка, вы можете дога даться, что он нечуток и груб. Мы иногда узнаем о самих себе точно так же, «выходя за пределы самих себя» и наблюдая как бы со стороны за своими собственными действиями.

Знание: наше представление о себе и о мире

Когда мы погружаемся в этот процесс самовосприятия — процесс, при котором люди наблюдают за своим собственным поведением, что бы сделать вывод о своих собственных внутренних характеристиках, — то и сосед тоже может согласиться с тем, что он не очень хороший отец.

Порой мы узнаем о самих себе в процессе отраженной оценки — наблюдая или воображая, что думают о нас другие. В этом процессе ребенок, который считает, что родители находят его талантливым, обаятельным или толстым, скорее всего будет думать о себе так же. Люди создают общественное представление о себе, не только влияя на то, как другие к ним относятся, но и в процессе самовосприятия и отраженной оценки, — чтобы влиять на то, кем они кажутся.

Интересно
Процесс самовосприятия (Self perception pro cess) — процесс, при котором люди наблюдают за своим собственным поведением и создают внутренние характеристики, такие как черты характера, способности и установки. Процесс отраженной оценки (Reflected appraisal process) — процесс, при котором люди начинают понимать себя, наблюдая за тем или воображая, как относятся к ним другие.

Наконец, люди начинают узнавать себя в процессе социального сравнения — сравнения своих собственных способностей, установок и представлений с представлениями окружающих (Festinger, 1954).

Знание: наше представление о себе и о мире

Например, когда вы видите оценки своего соседа по общежитию, вы можете узнать что то новое и о своих способностях.

Социальное сравнение (Social comparison) — процесс, при котором люди начинают понимать самих себя, сравнивая свои способности, установки и представления со способностями, установками и представлениями других людей.

В целом, когда мы узнаем много о других, мы повышаем и свое знание о себе. Мы увидим в этой книге, что знание себя, других и социальных ситуаций оказывает значительное влияние на наше социальное поведение.

Чувства: установки, эмоции и настроения. Отвратительного вида хулиган на пустынной улице вселяет в нас страх. Смерть любимого человека глубоко печалит. Волшебная первая встреча с «особым» человеком побуждает завести роман и вселяет в нас желание. И страстный баритон Мартина Лютера Кинга резонирует в нас и вызывает печаль и надежду.

Чувства — это музыка жизни. Социальные психологи рассматривают три общих типа чувств — установки, эмоции и настроения.

Установки — благоприятные или неблагоприятные оценки определенных людей, предметов, событий или идей.

Вы можете испытывать отвращение к политикам, любить мороженое и одобрять смертную казнь. Установки — это более или менее базовые чувства, простые оценки в позитивно негативном континууме — мы испытываем позитивные или негативные чувства, благоприятные или неблагоприятные, одобряем или не одобряем что то.

Конкретная установка по отношению к самим себе — самооценка. Люди, благосклонно от носящиеся к самим себе, обладают высокой самооценкой; люди с негативным отношением к себе обладают низкой самооценкой. Подобно я концепции, самооценка сильно влияет на социальное поведение, как мы дальше увидим в этой книге.

Установка (Attitude) — благоприятная или неблагоприятная оценка отдельного человека, предмета, события или идеи.

Эмоции — ощущения, такие как страх, гнев, печаль, радость и вина, — богаче, сложнее и интенсивнее установок. Кроме компонента позитивности/негативности они также обладают компонентом физиологического возбуждения.

Например, когда люди пугаются, их сердце начинает колотиться, дыхание убыстряется, выражение лица меняется, а их тела вырабатывают определенные химические вещества. Более того, эмоции зачастую сопровождаются сложными мыслями, подобно тому как ощущение стыда вызывает у людей чувство неадекватности и отвращения к себе.

Наконец, настроения — это чувства, менее сосредоточенные и длящиеся дольше эмоций. Когда мы в плохом настроении, все нам кажется серым; когда мы в хорошем настроении, то видим все в розовом свете испытывая тревогу, мы в ужасе отшатываемся от своей собственной тени. Настроение окрашивает все наши переживания, а не только отдельное событие, первоначально вызвавшее его.

Так как социальное поведение в значительной степени обусловлено чувствами, то определение этих чувств имеет решающее значение. Хотя трудно выяснить, что происходит внутри человека, психологи разработали техники, оказавшиеся, как мы в дальнейшем увидим, достаточно успешными.

Самооценка (Self esteem) — наша установка по отношению к самим себе.

Эмоция (Emotion) — относительно интенсивное чувство, характеризующееся физиологическим возбуждением и комплексными знаниями.

Настроение (Mood) — относительно длительное чувство, размытое и не направленное на достижение какой-то определенной цели.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)