Знаете ли вы, что

Воспитание сильной воли – дело не только подросткового возраста. Оно продолжается всю жизнь. В современной Японии разработана целая система воспитания воли менеджеров. В школе государственного управления им. К. Мацусито подъем слушателей в 5 часов утра, а в тренировочном центре Канрося есэй гак-ко – в 4.30. После подъема обязательная физзарядка, затем уборка двора и улицы.

После еды мытье посуды. В занятия включается чистка обуви пассажирам на ближайшем вокзале, работа в поле или на заводе разнорабочими. Много внимания уделяется физкультуре.

Это изнурительные марш-броски, фехтование и каратэ. В учебных заведениях воспитывают таким образом лидеров производства, уверенных в себе, дисципли-нированных, инициативных, без брезгливости выполняющих любую, самую грязную и тяжелую работу).

Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков связано с нарушением установленных взрослыми общественных норм и правил. Они им кажутся непонятными, чужими и неприемлемыми. Привыкание к социальным нормам, а тем более осмысленное их понимание и усвоение требует достаточно долгого времени.

Воспитание правовой культуры никак не может закончиться в подростковом возрасте, хотя внешнее и неглубокое усвоение правовых норм вполне может произойти и в возрасте до 17 лет.

Как показывают исследования социологов и наблюдения психологов, всестороннее и глубокое усвоение правовой культуры происходит не ранее третьего курса вуза, т.е. тогда, когда большинство молодых людей превращается в взрослых.

В этот период происходит главное – соединение социальных норм и духовных ценностей. Такая спайка особенно нужно, так как нормы – это всего лишь форма, а ценности – их содержание. К примеру, ценность человеческой жизни оформляется сводом соответствующих законов и правил поведения.

У детей и подростков две стороны одного явления находятся в отдалении друг от друга, а систему ценностей понять до конца они не в состоянии просто в силу возрастных ограничений. Отсюда следует, что девиантное и делинквентное поведение детей и подростков должно носить скорее неосознанный характер.

Специалисты задались вопросом: почему подростки, к примеру, нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали.

Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом трактуют их.

Подростки переинтерпретируют в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля – как временное заимствование, а драка – как выяснение отношений.

Среди обследованных С.И.Кургановым осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Так думают те, кто насиловал, избивал, расхищал.

Находясь в социальной среде – семье, образовательном учреждении, компании сверстников – ребенок как бы <заглатывает> те нормы и ценности, которые здесь главенствуют, а затем перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим нуждам, индивидуальным особенностям и жизненным целям. В его голове не сидит уголовный кодекс или свод правил поведения.

То, что там находится, это крайне запутанный лабиринт отрывочных сведений, случайно запомнившихся статей УК, воспринятых со слуха и ровесниками уже переинтерпретированных норм поведения, собственных домыслов и предубеждений.

К существам, умеющим спать стоя, следует отнести лошадей и родителей одномесячного ребенка.Ориентируясь прежде всего на самих себя – вспомним теорию детского эгоцентризма Ж.Пиаже, – дети и подростки умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому.

Но это не душевная черствость, как полагают некоторые авторы. За редким исключением, свой поступок они интерпретируют опять же в терминах подростковой субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости.

Когда стриженые <люберы> в 1980-е годы нападали на длинноволосых <хиппи>, они рассматривали свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея.

Работники правоохранительных органов слышат от подростков фразы типа <я никому не причинил вреда>, <они сами это заслужили>. Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: <не имел права струсить>, <главное – не бросать друга в беде>, <не мог оставить товарища>.

Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. <Не укради> – абсолютный нравственный закон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может.

Но подросток переступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляет ему в системе юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля.

А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда – плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)