Западноевропейская культура рубежа веков

За прошедшие столетия европейской истории сложилась достаточно устойчивая система идеалов рациональности, духовных ценностей, традиций в понимании смысла истории, развитой богатой культуры. Социокультурный кризис рубежа XIX – XX вв. ознаменовал собой конец великой эпохи Нового времени и переход к иному этапу существования не только западноевропейского, но и всего современного человечества. Начавшись под знаком «кризиса европейской культуры», социокультурный кризис рубежа XIX-XX вв. положил начало бурной кризисной эпопее, охватившей общество. Кризисы, принимая различные формы, сменяли друг друга, затрагивая самые разные стороны жизни. При этом каждое десятилетие «обогащало» «кризисную коллекцию» все новыми и новыми феноменами и поворотами.

Англо-бурская война, колониальная экспансия Германии, испано-американская война за территории в Центральной Америке, конфликты между Японией и Россией и война 1904 г., дипломатические проблемы, стачки и т.д. порождали общественное беспокойство, предчувствие катастрофы, а благодаря телеграфу и телефону появлялось ощущение повсеместности социальной конфронтации.

Кризисные явления в европейской художественной культуре второй половины XIX в., неспособность понять и преодолеть средствами искусства социальные конфликты, толкали многих художников на путь бегства от действительности, к обращению в свой собственный внутренний мир. Резкое усиление ощущения общности людей и народов и, одновременно, доминирующее личностное, субъективное начало в восприятии действительности породило интеллектуальный эскапизм (ложную интерпретацию и оценку перспектив изменения социальной реальности, выдающую желаемое за действительное). Обособление искусства от общественной и социальной проблематики заметно увеличилось, уступив место скептицизму и апатии. В стремлении решить стоящие перед обществом проблемы деятели искусства обращаются к субъективизму, мистицизму, символическому изображению действительности.

Ветры нового времени были суровы. Они принесли миру не только великие открытия во всех областях науки, невиданное ранее развитие индустрии и технический прогресс, но еще и тяжелый экономический кризис, ощущение мирового катаклизма, смысл и последствия которого еще не были ясны. В предельно сжатый хронологический период совершался сложнейший процесс обновления как самой действительности, так и духовного мира художника. Действительность открывала ему свои неизвестные стороны и новые аспекты их восприятия; складывалось новое художественное видение и мышление. Этот процесс нес с собой неизбежные утраты по сравнению с искусством предшествующих периодов, но одновременно дарил и открытия, создавал новые художественные ценности.

Вера в несокрушимую силу разума и универсальность принципов свободы, равенства, братства, т.е. «рационалистический прагматизм», попытки подчинить действительность отвлеченным категориям разума, попытки согласовать «общественную жизнь с самоочевидными принципами» привели к единственно возможным выводам – к пессимизму и скептицизму. Пессимизм есть следствие того, что разум признал действительность неразумной, скептицизм – следствие того, что разум признал себя неспособным постичь действительность и потому неразумным.

Во всех художественных течениях втор. пол. XIX в. важная роль принадлежала эстетической установке. На основе романтического признания творческой самоценности искусства, а также падения интереса к социальной действительности формируется позиция художественного эстетизма.

Впервые в истории художественного сознания на авансцену культуры выступает так называемое «чистое искусство», функция которого – доставить эстетическое наслаждение. Эстетическая утопия представлялась единственно возможной областью душевной гармонии, спасительным духовным убежищем от прозаической, вульгарной действительности. Основой художественной деятельности становится совершенствование художественного языка, придание ему отточенности, стройности. Поэтому эстетизм не имел собственной стилевой определенности, его стилистический диапазон колебался от натурализма до абстрактной монументальности, от внешнего правдоподобия до манерности, а ведущим принципом творчества оказывалась стилизация. Cовременность стала тяготеть к ушедшим эпохам и игровому переосмыслению их стилей.

В конце XIX столетия возникает парадоксальный вариант эстетизма – декаданс, абсолютизированный процесс уничтожения жизни, идеала. Культура этого периода, воспринимаемая ныне как чрезвычайно плодотворная и полная дерзких новаций, не ощущалась современниками как счастливая и прогрессивная эпоха. Декаданс как термин самоидентификации культуры обозначал период глубокого упадка, который ощущали как деятели искусства, так и читатели и зрители. Он передает обнаженность душевной напряженности и стремление к индивидуальному выражению душевных переживаний. Красота и все другие человеческие ценности, безнравственность и бессмысленность которых демонстрировали декаденты, объявлялись ими замаскированными антиценностями. Основным понятием их художественного сознания стало безобразное, господство которого поддерживалось эстетизацией низменного.

Еще в сер. XIX в. Ш. Бодлер соединил прекрасное с распадом, породив эстетику, независимую от реальности, в знаменитом стихотворении «Падаль». Характерными чертами декадентства являются субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. усталость, или неприятие жизни) и т.п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т.д. Образам декадентского искусства были присущи черты натурализма, аморфности, утонченности, изысканной манерности.

Впервые понятие «декаданс» прозвучало в сонете французского поэта-символиста П. Верлена, посвященному упадку Римской империи, и было подхвачено другими европейскими поэтами.

Декаданс, декадентство – (от франц. décadence — упадок) – буквально упадничество; термин, употребляемый для характеристики социальных и эстетических установок ряда художественных школ, в творчестве которых превалировали пессимистические умонастроения, акцент на смысложизненных проблемах, яркий индивидуализм и эстетизм.

Понятие декадент ввели французские поэты-символисты (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.) как самоназвание своего объединения, выпуская журнал «Декадент» (1886-89 гг.).

Но если современникам декаданс казался странным, болезненным, утонченным явлением, то десятилетия спустя стало ясно, что это был период, завершивший целый цикл развития европейской культуры, период осмысления новых художественных идей, сближения различных жанров искусства.

К концу века в общественной жизни Европы сформировались две резко противоположные тенденции: пессимистическое представление о фатальном бессилии человека перед враждебным ему миром, с одной стороны, и политическая борьба рабочего класса, несущая в себе надежды на осуществление равенства и справедливости, с другой. С этими идеями Европа вошла в ХХ век.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)