Жанровое разнообразие письменной деловой речи

Документы занимают в жизни современного делового человека значительное место, они регулируют его социальную жизнь. Поэтому с необходимостью правильно истолковывать документы и правильно их составлять сталкивается каждый.

Документы описывают самые разнообразные ситуации, возникающие в жизни человека, и для каждого из них существует свой способ описания, свой жанр. Тексты определенного жанра составляются по шаблону, модели, задаваемой этим жанром.

Чаще всего, автор, создающий документ, не выбирает то или иное языковое средство из ряда синониминых, а воспроизводит то, которое диктуется ему жанром. Так, для заявления о приеме на работу используется стандартна фраза «Прошу принять меня на работу в качестве…» и невозможна «Хочу работать у вас».

Существует два типа документов:

  • служебная документация — документы, регламентирующие деятельность учреждений и их работников, органов управления и граждан, им подвластных;
  • официально-деловая переписка — документы, фиксирующие отношения между различными учреждениями и их работниками, связанными деловой и коммерческой деятельностью.

В рамках служебной документации выделяют группы жанров, объединяемых по ряду признаков — функциональному, содержательному, временному (по срокам исполнения):

  • личные документы (автобиография, анкета, резюме, заявление, доверенность и др.);
  • распорядительные документы (постановление, приказ, распоряжение и др.);
  • административно-организационные (договор, контракт, отчет, устав и др.);
  • информационно-справочные (акт, выписка, докладная записка, справка и др.).

Жанры официально-деловой переписки определяются в первую очередь целями, которые ставит перед собой составитель:

  • письмо-приглашение содержит информацию о проведении мероприятия и приглашение адресату принять в нем участие;
  • письмо-подтверждение указывает на согласие адресанта с предложениями адресата;
  • гарантийное письмо — в нем говорится об обязательствах, которые берет на себя адресант перед адресатом.

Значимость документа, его роли поддерживается на государственном уровне: официальные бумаги подвергаются стандартизации, поэтому требования к составлению документов утверждаются законодательно через ГОСТ (Государственный стандарт).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)