Защита в гражданском судопроизводстве

Гражданское судопроизводство — это урегулированная нормами права деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных субъектов материально-правовых отношений.

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), другими федеральными конституционными законами (например, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июля 1999 г. № 1-ФКЗ), ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела в той или иной инстанции. Судами первой инстанции являются суды, которые рассматривают и разрешают дело по существу. Суды второй инстанции — это суды, которые рассматривают дело в апелляционном или кассационном порядке.

Наконец, судами третьей инстанции являются суды, пересматривающие судебные акты в порядке надзора. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам производится, как правило, тем же судом, который вынес соответствующий акт.

В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система судов общей юрисдикции. Самый высокий, первый уровень — это Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает гражданские дела в первой, второй инстанциях и пересматривает судебные акты в порядке надзора. Второй уровень — это суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды и суды других субъектов).

Ко второму уровню можно также отнести окружные военные суды. Суды этого уровня рассматривают дела в первой, второй кассационной инстанциях и пересматривают судебные акты в порядке надзора.

Третий уровень — это районные (городские) суды. Они рассматривают дела в первой инстанции и во второй апелляционной инстанции. К этому же уровню можно отнести гарнизонные военные суды, которые рассматривают дела только в первой инстанции. Наконец, самый нижний, четвертый уровень — это мировые судьи, которые рассматривают гражданские дела только в первой инстанции.

Основными принципами гражданского судопроизводства являются законность, осуществление правосудия только судом, равенство всех перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Участники гражданского судопроизводства, в соответствии с их ролью и функциями в процессе, делятся на три группы: суд, осуществляющий правосудие (судьи); лица, участвующие в деле (истцы, ответчики, третьи лица, заявители и другие лица, имеющие в деле юридическую заинтересованность); лица, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, переводчики, представители и др.).

Для того чтобы быть лицом, участвующим в деле, необходимо обладать гражданской процессуальной правоспособностью. Она признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

Для того чтобы самостоятельно, своими действиями, осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, лицо должно обладать гражданской процессуальной дееспособностью. Она принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям. В некоторых случаях несовершеннолетние граждане могут сами защищать свои права.

С принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ, по которому разрешается поступление на военную службу иностранным гражданам, важное значение приобретает разд. V ГПК РФ — «Производство с участием иностранных лиц». В соответствии со ст.ст. 398, 399 ГПК РФ иностранные граждане пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами, а их процессуальная правоспособность определяется «их личным законом».

Существует две стороны судебной защиты прав военнослужащих: во-первых, военнослужащий вправе защитить свои субъективные права (как частные, так и публичные), не связанные с военной службой, в таком же порядке, как и любой другой гражданин.

Так, военнослужащий вправе предъявить иск о взыскании долга по неисполненному договору займа, о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супругов, предъявить заявление об оспаривании отказа в государственной регистрации по месту жительства и т. д. Данное право на судебную защиту военнослужащего почти никогда не подвергалось сомнению со стороны государства и его органов.

Другое дело — судебное оспаривание (обжалование) военнослужащим действий и бездействия органов военного управления и воинских должностных лиц. До недавнего времени делать это было запрещено, существовал только военно-административный порядок обжалования указанных действий, например путем подачи рапорта «по команде».

Впервые право граждан на судебное обжалование действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан, было закреплено на конституционном уровне в ч. 2 ст. 58 Конституции СССР 1977 г. Законодательно это конституционное право граждан было реализовано только с принятием 30 июня 1987 г.

Верховным Советом СССР Закона СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан»; 2 ноября 1989 г. был принят новый Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан».

Это были важные этапы развития законодательства о судебной защите прав, однако указанные выше законы были не лишены недостатков. Так, обращение в суд с жалобой было возможно лишь после соблюдения административного порядка обжалования, в них не упоминалось право военнослужащих на судебное обжалование.

В целях более полной реализации положений Конституции Российской Федерации 1993 г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина 27 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которым устанавливалось, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы (ч. 5 ст. 4), и предварительное обязательное обращение в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу отменялось.

18 ноября 1992 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление № 14, в котором указал: «Исходя из содержания ст. 63 Конституции Российской Федерации каждый военнослужащий имеет право на обжалование в суд действий органов военного управления и воинских должностных лиц, если считает, что они нарушают его права и свободы».

Таким образом, впервые в истории российского судопроизводства судам было дано разъяснение о возможности обжалования военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц в суд.

Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 законодательно закреплялось право военнослужащих «на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (ч. 1 ст. 21).

В соответствии со ст. 21 действующего в настоящее время Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (ч. 1), «неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами» (ч. 2).

Право военнослужащего обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц подтверждает ст. 109 ДУ ВС РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)