Защита прав человека

Защиту как форму обеспечения прав и свобод личности следует понимать в качестве направления правового воздействия, выраженного в своевременном реагировании на нарушение прав и свобод граждан в целях восстановления их первоначального состояния или предоставления соразмерной компенсации.

Наша точка зрения, по сути, совпадает с позицией тех авторов, которые считают, что под защитой следует понимать принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления прав человека либо самим уполномоченным лицом, либо компетентным органом. Отметим одну важную особенность защиты.

Специфическое назначение данной формы обеспечения прав человека заключается в том, что она проявляется лишь в случае совершения правонарушения и выражается в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

При этом восстановление прав и свобод граждан следует рассматривать как атрибут их защиты, т.к. здесь раскрывается гуманная природа права, а также оказывается содействие в раскрытии правонарушений и устранении причин, способствующих их совершению.

В.В. Копейчиков справедливо отмечает, что восстановление нарушенных субъективных прав, действия по их защите могут выражаться в различных вариантах: «возмещение потерпевшему ущерба в тех или иных формах, пресечение и запрет совершать впредь действия, нарушающие права граждан, и т.д.».

При этом следует дополнительно указать на то, что материальная форма возмещения ущерба должна сочетаться с моральной (принесение извинения, выступление в средствах массовой информации с опровержением неправомерных сведений, послуживших причиной нарушений прав и свобод граждан, и т.д.).

Исходя из того, что Конституцией Российской Федерации предусмотрен широкий спектр способов защиты прав и свобод личности, «…признание этих прав; восстановление положения, существующего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право; принуждение к исполнению обязанности в натуре; прекращение или изменение правоотношения; взыскание с лица, нарушающего право, причиненных убытков», – речь, прежде всего, идет о мерах по восстановлению нарушенного права.

Интересно
Приведенный перечень правозащитных мер явно не является исчерпывающим, т.к. конституционные положения детализируются в отраслевом законодательстве и, кроме прочего, государственная защита не исключает самостоятельных активных действий каждого гражданина по защите себя всеми способами, не запрещенными законом.

В данном случае речь идет о самозащите, которая, по мнению И.Я. Дюрягина, представляет собой «применение самим управомоченным лицом предусмотренных законом мер для защиты своих прав или законных интересов от посягательств».

Право граждан на самозащиту было официально сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники Венской встречи выразили решимость «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод».

Несмотря на то, что гражданину представлен широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав, его действия не должны выходить за рамки правил поведения, установленного в обществе.

Таким образом, защита представляет собой правомерную деятельность уполномоченных органов, а также граждан по пресечению правонарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод, а также в целях вытеснения чуждых обществу противоправных явлений, нарушающих права человека.

В свою очередь, защита прав и свобод личности обеспечивается посредством таких способов, как:

  • материальный: конституционно-правовой; административно-правовой; уголовно-правовой; гражданско-правовой;
  • процессуальный: уголовно-процессуальный; гражданско-процессуальный.

Материальный способ представляет совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется личность в целях восстановления нарушенных прав и свобод. Процессуальный способ определяет порядок (процедуру) обеспечения нарушенных прав и свобод личности.

Существует в юридической литературе и иной подход, кардинально отличающийся от изложенного. Его авторы полагают, что «правоохрана – это прежде всего государственное принуждение, которое включает в себя такие элементы, как: институт ответственности; институт защиты; институт предупреждения; институт процессуального обеспечения».

На основе анализа имеющихся в юридической литературе подходов, по нашему мнению, значение исследуемых терминов можно определить следующим образом.

Под охраной следует понимать взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами, общественными организациями и гражданами, направленные на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод.

Защита предполагает принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами и гражданами в целях восстановления нарушенного права.

Исследуемые явления имеют единство и различия. Общее в них состоит в том, что в сфере деятельности охрана и защита являются составной частью, правоприменительной деятельностью государственных органов, у них единое общесоциальное назначение и одна цель – создать нормальные условия жизнедеятельности человека.

Различия между охраной и защитой состоят в том, что:

  • охрана прав осуществляется на основе всего комплекса социальных норм в целях ограждения от возможного нарушения;
  • защита прав реализуется только через правовые нормы в целях восстановления нарушенного субъективного права.

Основные цели и сущность государства раскрываются в его реакции на нарушение провозглашенных им прав и свобод граждан. Реагирование государства, его органов и должностных лиц на нарушенное право гражданина выражается в форме мер по устранению нарушений и восстановлению нарушенного права, а также наказанию лиц, виновных в совершении правонарушений.

С правомерным поведением связываются все многообразные юридические последствия, кроме неблагоприятных. Так, в зависимости от конкретных условий и ряда обстоятельств (добросовестное выполнение служебных обязанностей, участие в общественной жизни коллектива и т.д.) лицо может претендовать на получение материальных благ и мер социального стимулирования.

Правомерное поведение поддерживается государством. В законодательстве устанавливается ряд гарантий, обеспечивающих реализацию законных интересов граждан, их объединений и коллективов. Государство ставит своей целью также расширение реальных возможностей и дарований человека.

Признание поведения правомерным одновременно означает возможность защиты его со стороны государственных органов. Следует заметить, что права человека получают свое воплощение в результате их обеспечения специальной деятельностью государства.

Поэтому реализация, охрана и защита прав и свобод граждан во многих случаях невозможна без деятельности уполномоченных на то субъектов по их обеспечению.

Даже принадлежащие гражданину права с момента рождения, например, на жизнь, здоровье, свободу, т.е. неотъемлемые от него, не всегда могут быть им реализованы, если не будут обеспечены государством от их признания до воплощения в реальность.

Таким образом, можно предположить, что реализация, охрана и защита выступают непосредственными элементами обеспечения прав и свобод личности.

Преимущественно они выражаются в действиях государства по созданию условий правомерной реализации прав и свобод личности, основанных на правомерном поведении субъектов, и в деятельности по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы граждан, наказанию правонарушителей и возмещению ущерба в случае нарушения, а также создания условий по осуществлению гражданами активных, юридически значимых действий, направленных на защиту своих прав и свобод.

Можно сказать, что в данном случае речь идет всего лишь о юридическом аспекте обеспечения основных прав и свобод. В конкретной ситуации человек сам руководствуется инстинктом самосохранения и здравым смыслом, тем самым постоянно заботится о своих правах и свободах.

Действительно, от человека в немалой степени зависит, насколько цивилизованным будет его существование.

Однако не менее значимое влияние в этом случае имеет государство, которое возложило на себя обязанность создавать условия обеспечения прав и свобод граждан. Реализуя свою обязанность, государство призвано максимально оградить человека от посягательств (охрана), а в случае нарушения прав и свобод обеспечить их быстрое восстановление (защита).

Интересно
Воплощение в жизнь правовых предписаний, составляющих конкретное содержание установленной в законодательстве системы многообразных обязанностей, обеспечивается правомерным поведением управомоченных и правообязанных лиц, прежде всего – деятельностью государственных органов и их должностных лиц.

По справедливому указанию К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибуллина, «…термин “обеспечение” означает деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод».

Такой подход к раскрытию содержания обеспечения прав и свобод граждан позволяет рассмотреть это явление с разных, хотя и взаимосвязанных сторон. Само по себе обеспечение, по справедливому замечанию исследователей, является наиболее универсальной суммой действий, средств и т.д., которые в своей совокупности создают наиболее благоприятные условия для функционирования объектов обеспечения.

Поэтому обеспечение направлено, прежде всего, на создание эффективных условий реализации прав и свобод гражданина. К обеспечению относятся те «средства, при помощи которых определяются границы, пределы прав, их конкретизация, процессуальные формы их использования, меры стимулирования и др.».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)