Защита прав человека в рамках региональных международных организаций

Анализ созданной европейской системы защиты прав и свобод человека (СЕ, ЕС, ОБСЕ) был бы неполным без ее сравнительного анализа с другими системами защиты прав человека — универсальной в рамках Организации Объединенных Наций и региональными системами: африканской в рамках Организации Африканского Единства (далее ОАЕ), межамериканской в рамках Организации Американских Государств (далее ОАГ), арабской в рамках Лиги Арабских Государств (далее ЛАГ) и формирующейся новой системы в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Действующая в рамках Организации Американских Государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы.

Одно из отличий заключается в том, что для функционирования межамериканской системы защиты прав человека было принято одновременно сразу три документа:

  • Устав Организации Американских Государств;
  • Американская декларация прав и обязанностей человека;
  • Межамериканская конвенция по правам человека.

Перечень прав и свобод, содержащийся в Межамериканской конвенции, не выходит за пределы традиционных гражданских и политических прав. Он, как и в Европейской конвенции 1950 года, принятой в рамках Совета Европы, уже того списка, который закреплен в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Однако следует отметить, что перечень прав и свобод в Межамериканской конвенции значительно шире, чем в Европейской конвенции. В частности, в ней содержатся такие права, как право на имя, права ребенка, право на гражданство или национальность, право на равенство перед законом, право на убежище и др.

В основе функционирования созданного в соответствии с Межамериканской Конвенцией контрольного механизма (Комиссия и Суд) лежит положение, в соответствии с которым любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделяются правом представления в Межамериканскую комиссию петиций с жалобами на нарушения Конвенции государством – участником (ст. 44 Конвенции).

Интересно
Если данное положение юридически обязательно для любого государства – участника Конвенции, то положение, наделяющее Комиссию правом получать и рассматривать сообщения, представленные одним государством-участником в отношении другого в связи с нарушением последним своих обязательств по Конвенции, является факультативным и в силу этого накладывает обязательства юридического характера и действует только в отношении тех государств, которые сделали специальные заявления о признании компетенции Комиссии по этому вопросу.

Многие исследователи отмечают невысокую эффективность межамериканской системы защиты прав человека, в связи с этим в 2011 г. эта система вступила в новую фазу своего развития – в процесс реформирования, который должен привести к повышению эффективности работы всех органов. Была создана Рабочая группа, которая дала свои рекомендации ОАГ, комиссии, и Генеральному секретарю ОАГ.

Основой региональной системы защиты прав человека на Африканском континенте послужила разработанная и принятая в рамках Организации Африканского Единства Африканская хартия прав человека и прав народов, основная цель – это содействие развитию уважения прав человека и их защита на Африканском континенте.

Хартия, принятая в рамках ОАЕ относится к закрытым договорам, ее участниками могут быть только страны – участники этой организации. Текст Хартии был принят и открыт для подписания 27.06.1891 на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21.10.1986, состоит из преамбулы и 3-х частей: «Права и обязанности, «Гарантии», «Общие положения». К настоящей конвенции были приняты два Протокола: в 1998 году, был принят Протокол объявивший создание Африканского Суда по правам человека (вступил в силу в 2004 году) и в 2003 году был принят Протокол о правах женщин (вступил в силу в 2005 году).

В настоящее время в рамках Африканского Союза (произошло переименование ОАЕ в АС) действует Африканская Комиссия по правам человека и народов и Суд. В 2006 года были избраны первые 11 судей и прошло в этом же году первое заседание. За первые 5 лет своей деятельности Суд рассмотрел только одну жалобу против Сенегала.1

Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации.

Она существенно отличается от аналогичных договоров регионального характера, принятых в рамках Совета Европы и Организации Американских Государств.

К числу наиболее ярких отличительных черт Хартии, которые одновременно представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся:

  • признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека);
  • признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные;
  • признание права на развитие в качестве права человека;
  • провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством;
  • ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека.

Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.

Арабская хартия прав человека была принята Советом Лиги Арабских государств в 1994 году, состоит из преамбулы и 43 статей, подразделенных на 5 разделов, содержит перечень прав и свобод человека.

Рассматривая с точки зрения соответствия этого документа общепризнанным принципам и нормам, а также стандартам в рассматриваемой области, следует отметить, что она во многом превосходит принятую ранее в рамках Организации исламской конференции с участием всех арабских государств Каирскую декларацию прав человека в исламе. Но, в то же время, Арабская хартия прав человека не создает каких-либо существенных обязательств для государств-участников. В ней отсутствует ряд важных прав и свобод. В ней не упоминается о праве на участие в управлении общегосударственными делами, которое, как правило, осуществляется непосредственно или посредством представительных органов власти, сформированных путем прямого общенародного тайного голосования на равноправной основе.

В Хартии отсутствуют права на создание политических партий и организаций. Влияние исламского фактора видится в том, что в ней упоминается о свободе выбора веры, о запрете имеющейся в арабских странах полигамии, не содержится запрета на жестокое наказание.

Общий же вывод, который можно сделать после анализа всех трех систем в сравнении с европейской системой, заключается в том, что система сложившаяся в рамках Совета Европы наиболее действенна и эффективна. Это связано, прежде всего, с целым рядом факторов финансового, исторического, политического, культурного, правового и иного характера. Но, безусловно, Европейская конвенция по правам человека 1950 года оказала значительное влияние на развитие других региональных правозащитных систем, все они по ее примеру имеют комиссию и Суд.

Интересно
В настоящее время предполагается создание Азиатского Суда по правам человека (далее – АСПЧ) в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). О создании АСПЧ говориться в Сеульском Коммюнике от 30.09.2014. На Всемирной конференции по конституционному правосудию особо был интересен факт обсуждения данной идеи и перспектив создания данного органа в Санкт-Петербурге в ноябре 2014 года в ходе встречи председателя Конституционного Суда РФ Валерия Дмитриевича Зорькина с руководителем Конституционного Суда Индонезии и президента Ассоциации азиатских конституционных судов Хамданом Зулфой. 

Представляется, что Азиатский суд по правам человека в большей степени необходим для стран Востока, поскольку существует конкретная разница между правовыми основами Запада и Востока.

Конкретное отличие правовых основ заключается в том, что сторонники восточной концепции провозглашают, что, во-первых, при трактовке прав человека основное внимание должно уделяться региональной специфике государств, европейской напротив – закрепляют универсальность прав человека.

Во-вторых, перед гражданскими и политическими правами социально-экономические права должны быть приоритетны, а коллективные – перед индивидуальными.

В-третьих, определением статуса личности занимается исключительно государство и это его внутренняя компетенция, а принцип невмешательства во внутренние дела государства является определяющим.

Сама по себе Декларация АСЕАН о правах человека интересна тем, что страны, подписавшие ее, исповедуют практически все основные религии (Индонезия – мусульманство, Тайланд – буддизм, Сингапур – конфуцианство, Филлипины – христианство) это может служить мощным подспорьем для работы со многими странами мира, так как существует факт влияния религии на правовую среду, особенно в мусульманских странах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)