Изобразительное искусство

Романтизм

Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824 гг.). Главная его работа – «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина – манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени, этому способствует насыщенная живописность цвета.

Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798-1863 гг.), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества – картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.

Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве.

С романтической школой связано и творчество крупнейшего графика-карикатуриста Оноре Домье (1808-1879). Его считают великим художником, творчество которого возникло на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40-70-е гг. XIX в. Благодаря литографии получили распространение его работы «Законодательное чрево», «Улица Транснопен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати». Домье-живописец владел монументальной цельностью и остротой восприятия, стремительной силой экспрессии и лирической нежностью.

Реализм

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. Главный признак реализма – постижение социального характера человека.

Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства. Жан Франсуа Милле (1814-75 гг.) в своих эпических, монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Крестьянка, пасущая корову», «Весна»).

Гюстав Курбе (1819-77 гг.) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» – значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов как «Портрет Шопена». Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Курбе первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Художник придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Курбе и Милле стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832-83 гг.) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые донесли до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма – его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей»).

Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тёрнер (1775-1851 гг.) – «Кораблекрушение» и др.

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837 гг.), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Лучшие его работы – «Телега для сена», «Хлебное поле», «Прыгающая лошадь» и др.

Франсиско Гойя

Один из величайших живописцев и графиков Испании, оказавший влияние на все европейское искусство XIX-XX в. – Франсиско Гойя (Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де (1746-1828 гг.). Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков.

Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но оно отличается от творений его современников. В его работах вдохновенно отражено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (80 листов, 1797-98 гг.), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродств. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах – обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.

Также значительна серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810-20 гг.) философски осмысляющая судьбы народа. Наиболее известные картины художника – «Семейство короля Карла IV» (1804 г.), «Маха одетая», «Маха обнаженная» (обе ок.1802).

Импрессионизм

Импрессионизм – художественное направление, возникшее во Франции в посл. трети XIX в. Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности.

Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. – до восьмой в 1886 г.), после чего каждый из художников пошел своим собственным путем. Одна из картин на первой выставке принадлежала Клоду Моне и называлась «Impression. Soleil levant. 1872». (Впечатление. Восход солнца. 1872). В прессе слово («impression» – впечатление) иронически склоняли на все лады. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось, поскольку оно выражало общее, что объединяло всех участников выставки – субъективное отражение внешних, случайных пространственно-временных моментов действительности. В этом импрессионизм смыкается с натурализмом и субъективизмом, в результате импрессионистский метод приводит к отрицанию композиции и разложению художественной формы на составляющие ее элементы.

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо и др., объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Теория импрессионизма родилась позднее самого течения. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их «метод» основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей свето-воздушной среде.

С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа. Изображая природу, импрессионисты не просто бесстрастно фиксировали виденное, они вносили в пейзаж сопереживание, настроение, а обращение импрессионистов к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, образам современников разных сословий и профессий, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. Стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к освобождению палитры от темных, земляных красок и нанесению чистых, спектральных цветов.

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире – как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, где предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытые единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности, в скульптуре, музыке.

Влияние импрессионизма

Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917 гг.). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа «Поцелуй», «Мыслитель», «Вечная весна» и др.). Для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, живописная энергическая лепка. Скульптура имеет текучую форму.

Приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество и импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским размышлениям («Бронзовый век», «Граждане Кале»). Художник Клод Моне назвал его «великим из великих». Родену принадлежат слова: «Скульптура – это искусство углублений и выпуклостей». Огюст Роден оставил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве. Среди них были: «Пусть единственной вашей богиней будет природа». Творчество Родена было новаторским, плодотворным, оно дало импульс художественным исканиям многих мастеров европейской скульптуры ХХ в.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р.М. Рильке, Э. Золя, Г. де Мопассана.

С 1880-х гг. импрессионизм стал проявлять себя в музыке. Подтверждением тому служит творчество К. Дебюсси. М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов, стремившихся зафиксировать едва уловимые психологические состояния, вызванные созерцанием внешнего мира. В их творчестве были предприняты попытки приблизить язык музыки к языку изобразительного искусства, создавать живописные музыкальные образы. Во взаимодействии и полемике с импрессионизмом в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпресионизма.

Постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар и др. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

В творчестве постимпрессионистов пейзаж также оставался ведущим из жанров. Но главным объектом для них все же оставался человек. Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах получила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда трагизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяготение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силуэтом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления «не укладываются» в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов, свое внутренне «Я» они выражали гораздо активнее. Им не удалось создать творческих объединений.

Творчество Винсента Ван Гога (1853-90 гг.) – ярчайший пример постимпрессионизма. В его творчестве два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, идущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба – в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей. Его пейзажи пронизаны страстным жизнелюбием. В них – сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле». Остается сожалеть о том, что при жизни Ван Гог не пользовался известностью, его огромное влияние на искусство сказалось много позднее.

В целом же творчество постмпрессионистов выразило доминирующие мотивы, и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX-XX вв.

Модерн

Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ вв. в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль модерн, который стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции – «ар нуво» (Art Nouveau, Modern
Style), в Германии – «югендстиль» (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах – «сецессион» (Sezession), в России – новый стиль, или модерн. Рамки модерна узки – двадцать-тридцать лет. К художнику модерн предъявлял требование – быть универсалом. В произведениях модерна часто использовалась стилизация, художник обращался к культуре прошлого.

Стилистические особенности модерна определяются как пластические. Текучие, словно самообразующиеся формы, стелющийся по поверхности, стилизованный растительный орнамент – морские водоросли, цветы (ирисы, лилии, орхидеи). Краски обычно неяркие, их сочетание очень изысканно. В живописи и графике произведения модерна отличают плоские контрастные пятна цвета. Всю композицию определяет декоративно-узорное начало, художественный язык очень выразителен. В архитектуре это проявляется в виде майоликовых панно, витражей, фризов или скульптурных рельефов.

Искусство модерна рационально. Каждый фрагмент занимает свое, тщательно продуманное место. Симметрия признается необязательной. Ясность и простота общего решения сочетаются со сложностью отдельных деталей.

Модерн произвел переворот в книжной графике (в Англии – О. Бердсли, в России – объединение «Мир искусства»).

Модерн наиболее ярко представлен в архитектуре гостиниц, доходных домов, особняков, загородных вилл и дач. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства (стекло, бетон, железобетон, металл, керамику, майолику и др. материалы), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор. Все элементы таких зданий подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (А. ван де Вельде, В. Орта в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии). Снаружи здание выглядит как увлекательная несимметричная пространственная композиция, формы и украшения окон, дверей, лестниц самые разнообразные. Убранство фасадов достигает небывалой изощренности. Отсутствует вертикальное членение здания. Архитектура сосредотачивается на создании бытового эстетического комфорта.

Модерн считают «последней фазой» прошлого века. ХХ в. будет разрабатывать проблему формирования среды человека, определенно поставленную в модерне. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем – в полном смысле этого слова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)