Законодательный процесс в РФ

Правовыми формами реализации компетенции Федерального собрания являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания –это законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы.

Федеральные конституционные и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе.

Законодательный процесс – это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которого приобретает юридическую силу и вступает в действие закон. В законодательном процессе выделяют несколько стадий, через которые проходит законопроект, чтобы приобрести юридическую силу закона.

Обычно выделяют следующие стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива. Она выражается в осуществлении определенными лицами (они называются субъектами права законодательной инициативы) права на предложение об издании закона и на внесение законопроекта в законодательный орган. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит следующим субъектам: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Это право также принадлежит Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, требуют обязательного предварительного заключения Правительства РФ (например, по вопросам налогообложения, государственных займов и др.). Законопроекты вносятся субъектами их инициативы в Государственную Думу.

2. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется, как правило, в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Во время второго чтения законопроект проходит постатейное, детальное обсуждение каждой его статьи. Во время третьего чтения не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Оно состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом.

3. Принятие закона Государственной Думой. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов (от 450) Государственной Думы. Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течении 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принятия законов. Он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Более значительна законодательная роль Совета Федерации при принятии поправок к Конституции РФ и федеральных конституционных законов: решение об их одобрении считается принятым, если оно одобрено большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

5. Подписание и обнародование закона Президентом РФ является завершающей стадией законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ принимает одно из следующих решений – либо подписывает федеральный закон и обнародует его, либо отклоняет его и направляет для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания, используя при этом свое право отлагательного вето.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

В отношении федеральных конституционных законов отлагательное вето Президента РФ Конституцией не предусмотрено. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

6. После подписания Президентом РФ закон должен быть обнародован в установленном порядке. На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)