Законность, правопорядок и воинская дисциплина

Понятие законности и правопорядка. Практически с самого момента возникновения как государства, так и его неотъемлемого атрибута — права возникает потребность в создании условий и проведении мероприятий, направленных на обеспечение реализации установленного этим государством и сформулированного в правовых нормах порядка поведения граждан.

По своей сути законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц.

Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как проявление законности, являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида.

Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Несмотря на то, что принцип законности соблюдается в различных областях государственного управления, наиболее полно он проявляется именно в области обороны страны, обеспечения боеготовности ее Вооруженных Сил.

Объясняется это важностью, ответственностью и сложностью стоящих перед Вооруженными Силами задач по обеспечению обороны государства, детальной регламентацией военно-правовых отношений, полнотой военного законодательства, необходимостью строгого и беспрекословного исполнения требований закона, приказов командиров (начальников), поддержания на высоком уровне воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Характерными чертами законности являются единство, всеобщность и обязательность ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законность следует рассматривать также как одно из важнейших средств формулирования (постановки) перед обществом и государством конкретных целей и задач, а также объединения, согласованности и координации деятельности (усилий) по их достижению.

В практическом значении законность является методом деятельности субъектов права. Особенно важное значение законность приобретает в деле военного строительства, обеспечения вооруженной защиты Отечества, требующем зачастую максимального напряжения сил и воли для выполнения поставленных задач.

Законность принято называть необходимым условием существования правового государства, развития любого цивилизованного общества, поскольку ее неукоснительное соблюдение приводит к упорядоченности общественных отношений. Поэтому борьба за законность есть борьба за укрепление государства и его вооруженных сил, за охрану прав и законных интересов граждан.

Законность можно представить также как режим общественной жизни, при котором происходит реализация правовых предписаний субъектами права. В этом значении понятие законности приближается к понятию правопорядка.

Если под законностью следует понимать принцип, средство, метод, условие, режим реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. Другими словами, правопорядок — это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей.

Правопорядок, проявляющийся в сфере военно-административных отношений, военного строительства, обеспечения вооруженной защиты государства, укрепления боеготовности и боеспособности войск принято называть воинским правопорядком.

Воинский правопорядок является предметом постоянного внимания командиров всех степеней, поскольку он отражает уровень боеготовности войск, способность их выполнить боевую задачу, другими словами, свидетельствует о выполнении или невыполнении подразделением стоящих перед ним целей и задач по обеспечению защиты Отечества от внешнего агрессора.

Следует отметить особую роль законности и правопорядка в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности, поскольку они являются ядром государственной организации, устройства и управления, основой военного строительства, необходимым условием существования и эффективной деятельности как государства, так и его Вооруженных Сил. Укрепление законности и правопорядка является одним из главных средств и способов формирования правового государства, а сами они — основополагающими его элементами.

При обеспечении законности в Вооруженных Силах не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям и в отношении военнослужащих. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3).

На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации. В то же время права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых гражданских прав и свобод устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

Принято выделять следующие основные принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность (закон как высшая целесообразность, не допускается противопоставление законности и целесообразности) и реальность.

Наибольшую ценность для общества и в то же время трудность на практике вызывает не столько понимание сущности законности, сколько реализация этого социального явления в повседневной жизни и деятельности людей, коллективов, государства в целом.

Для обеспечения такой реализации государство посредством законодательных и иных нормативных правовых актов устанавливает организационно-правовые формы и способы обеспечения законности или, как их еще называют, — правовые средства, которые, по сути, устанавливают правовые механизмы, обеспечивающие воплощение правовой нормы в практические действия.

Основой механизма реализации законодательства являются гарантии, в круг которых включают материальные, экономические, политические, общественные, идеологические, юридические и другие условия реализации законодательства.

Юридические гарантии — это правовые (т. е. установленные нормами права) средства и способы, с помощью которых обеспечивается беспрепятственная реализация, охрана и восстановление прав и льгот, предоставляемых гражданам действующим законодательством.

Вопросы обеспечения законности в Вооруженных Силах являются чрезвычайно важными и требуют подробного рассмотрения, поскольку деятельность войск (проведение стрельб, учений, боевых действий и т. п.) связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, в управлении личного состава находятся вооружение и техника, способные уничтожать большие людские массы, наносить значительный вред окружающей природной среде.

В настоящее время человечеством накоплен и закреплен в различных нормативных правовых актах богатый опыт по укреплению законности, повышению правопорядка в войсках. Остановимся на наиболее значимых, эффективных правовых средствах, способах, факторах и обстоятельствах, которые должны учитываться органами военного управления при организации и осуществлении своей повседневной служебной деятельности по обеспечению должного уровня законности и правопорядка в подчиненных подразделениях и частях, других военных организациях.

Роль и место командиров (начальников) в обеспечении законности и правопорядка в войсках. В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений, но основная, главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам, которые целиком отвечают за все стороны работы вверенных им частей, подразделений, учреждений и организаций перед вышестоящим командиром (начальником) и государством в лице его компетентных органов.

Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в войсках является единоначалие, пронизывающее всю систему органов военного управления.

Под единоначалием понимается такая организационная форма централизованного управления войсками, при которой происходит сосредоточение в одном лице командира (начальника) всех строевых, политических, хозяйственных, административных функций и установлена целиком его единоличная ответственность за все стороны жизни части, соединения, учреждения, организации.

Командир-единоначальник может успешно выполнять свои задачи по обеспечению законности и правопорядка во вверенной ему военной организации лишь в том случае, если он будет обладать всей полнотой власти, предоставляемой ему законодательством. Командир свободен в выборе решения, он принимает его самостоятельно и несет полную ответственность за принятое решение и проведение его в жизнь.

Для реализации своих решений, претворения в действие политики государства в деле военного строительства и укрепления Вооруженных Сил командиры наделяются правом издания приказов и других правовых актов, обязательных для исполнения подчиненными войсками.

Данная правовая форма управления является важным правовым средством обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, поскольку позволяет оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведение личного состава, соблюдение им норм действующего военного законодательства.

Другим основанным на единоначалии важным организационно-правовым способом обеспечения законности в войсках является дисциплинарная власть командиров, суть которой заключается в предоставлении командирам права и наделении их обязанностью внимательно наблюдать за действиями подчиненных, всемерно поощряя отличившихся и строго взыскивая с провинившихся нарушителей.

При этом командирам следует неуклонно проводить в жизнь принцип неотвратимости наказания. Ни одно нарушение закона, требований воинских уставов и других правовых норм не должно оставаться без внимания и должного реагирования со стороны командования.

Командир-единоначальник ни с кем не должен делить своей власти и своей ответственности.

В этой связи важным является вопрос документального закрепления конкретного перечня обязанностей и прав (командиров и начальников, других должностных лиц в соответствии с занимаемой ими должностью), за ненадлежащее исполнение которых они будут нести ответственность, поскольку общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты не содержат полного перечня полномочий по всем должностям, имеющимся в штатах Вооруженных Сил (например, не содержат общевоинские уставы должностные обязанности командира дивизии, командира корпуса, командующего армией, их заместителей и др.).

В тех же случаях, когда в этих актах содержатся такие обязанности и права по какой-либо должности, то перечень этих полномочий часто оказывается неполным либо они не учитывают специфики конкретной должности.

По этой причине при установлении ответственности и привлечении к ней виновных должностных лиц возникают трудности, обусловленные тем, что полномочия на виновного, как часто выясняется, официально не возлагались и документально не оформлялись, установить размер и степень вины за то, что не возлагалось нельзя, а следовательно, невозможно и наложить взыскание, привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.

Во избежание подобных негативных явлений, порождающих безответственность и халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей, необходимо каждому командиру полно и конкретно определить в должностных инструкциях (положениях о подразделениях) круг обязанностей свих непосредственных подчиненных и после утверждения этих инструкций довести их до каждого из них под роспись. Четкое правовое закрепление обязанностей подчиненных является залогом высокой исполнительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)