Задержка психического развития в дошкольном возрасте и память

По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

Так, в экспериментах И. А. Коробейникова (1980) на запоминание 10 слов средний показатель непосредственной кратковременной памяти детей с за­держкой развития был несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников, но различия ни в одну, ни в другую сторону не достигали значимых величин.
Несколько иная картина полу­чена при отсроченном воспроизведении, которое характеризует долговремен­ную память: разрыв между показателями детей интересующей нас группы и умственно отсталых увеличился и достиг значимой величины (при р < 0,05), а между результатами дошкольников с задержкой психического развития и нор­мально развивающихся по-прежнему был статистически недостоверным.

В исследовании, проводившемся в психологической лаборатории Институ­та коррекционной педагогики, рассматривалась образная и словесная память детей в условиях непреднамеренного запоминания.

Перед детьми на специальном планшете выкладывались последовательно 12 карточек с изображениями разных предметов. Ребенок должен был назвать каждый предмет сразу же после того, как очередная картинка была положена. Задача запоминания не ставилась. Затем все картинки убирались. После они снова предъявлялись по одной, а обследуемый должен был указать место на планшете, где раньше находилась данная картинка.

Таким образом, были получены данные, характеризующие зрительную па­мять детей. Среднее количество воспроизведений места расположения картин­ки дошкольниками с задержкой психического развития (9,3) было хотя и меньшим, но довольно близким к соответствующему показателю нормально разви­вающихся (10,5) и значительно отличалось от показателя умственно отсталых детей (6,9).

Детальный количественный и качественный анализ показывает, что образная память детей с задержкой психического развития менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников. Хотя примерно у 60 % детей описываемой группы средние результаты совпадали с показателями дошкольников без отклонений в развитии, показатели остальных были заметно ниже. Среди последних часто наблюдались неточные указания места картинки – рядом с ис­тинным ее местом или по диагонали от него.

Разброс показателей в группе де­тей с задержкой психического развития был значительно более широким, чем в группе нормально развивающихся. Следовательно, среди старших дошкольни­ков с задержкой психического развития наблюдаются значительные различия по уровню развития элементарной образной памяти, каковой является память на месторасположение предметов.

Следующим этапом этого эксперимента было выявление особенностей за­поминания слов – названий изображенных предметов. Результаты воспроизве­дения словесных обозначений были более низкими, чем показатели образной памяти у детей всех трех сравниваемых групп: у нормально развивающихся детей – 8,7 слова; у детей с задержкой психического развития – 8,5; у умственно отсталых – 5,9.

Таким образом, прежде всего обнаруживается меньшая эффективность словесного запоминания по сравнению с наглядной памятью, а также то, что показатели этого вида памяти у детей с задержкой развития и нормально развивающихся практически совпадают, а у умственно отсталых дошкольников значительно ниже по сравнению с этими двумя группами. Как и у нормально развивающихся детей, но несколько чаще, у детей с задержкой развития наблюдаются привнесения: они называют слова, обозначающие предметы, отсут­ствовавшие на картинках, но близкие к представленным по родовому признаку или по ситуации.

Трудности запоминания словесного материала отмечаются многими исследователями, изучавшими воспроизведение дошкольниками про­слушанных ими фраз или коротких рассказов. Эти воспроизведения оказывают­ся очень несовершенными и неполными. Конечно, на результатах воспроизве­дения отрицательно сказываются недостатки внимания и речевого развития, но ограниченность словесной памяти, несомненно, имеется.

Таким образом, можно видеть, что, несмотря на некоторое отставание в развитии памяти детей рассматриваемой категории, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание (более высокие показатели) наглядно-образной па­мяти по сравнению со словесной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)