Юридические клиники

Задача юридического образования в современной России видится нам в подготовке нового поколения юристов, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, признающих общечеловеческие ценности, разделяющих глобальную идею социальной справедливости и объединенных этими идеями в единое профессиональное сообщество. Решение этой задачи возможно только путем обеспечения в учебном процессе единства трех элементов: обучения знаниям; выработки навыков и воспитания качеств.

Для профессиограммы юриста, как мы уже отметили, знания, навыки и качества являются равнозначными составляющими, и процесс обучения должен в равной степени способствовать раз­витию каждого из этих элементов. К сожалению, и об этом мы также уже отмечали, действующие госстандарт, примерный учеб­ный план, программы отдельных дисциплин не обеспечивают не­обходимую гармонию этих составляющих. Поэтому юридические вузы ищут новые подходы к решению этой сложной задачи.

Одним из средств решения проблемы в современных условиях становятся юридические клиники, позволяющие соединить теорию и практику, аудиторные занятия и жизнь, беззаботную юность и человеческие проблемы.

Что же такое юридические клиники? Откуда они появились? Когда и кем были созданы?

Идея юридического клинического обучения не нова. Впервые она была предложена к обсуждению более 100 лет назад.

История становления клинического юридического образования в мире условно включает четыре периода.

Первый период приходится на конец XIX – начало XX в. Имен­но в это время возникла идея создания юридических клиник. Тра­диционно считается, что рассматриваемая форма практической подготовки юристов, а также термин “юридическая клиника” по­явились в США. Но это не совсем так.

Идея (именно идея) клинического обучения возникла почти одновременно в ряде стран – в Германии, России, США. Связано это было с тем, что к концу XIX в. во многих государствах стали обсуждаться проблемы юридического образования, и, в частно­сти, проблема готовности выпускников юридических факультетов сразу применить на практике полученные знания. Многие практикующие юристы были недовольны системой подготовки специалистов, которая сводилась к работе в аудитории по методу “анализа материалов дела”.
Очень немногое в курсах юридических вузов имело отношение к процессу непосредственной рабо­ты юриста. Поэтому и возникла идея практического обучения юристов по аналогии с обучением студентов в медицинских вузах.

Второй период истории становления клинического юридического образования охватывает время с начала XX в. до 60-х годов, когда в различных странах делались попытки реализовать идею клинического обучения. Юридические клиники еще не получили массового распространения, можно говорить только о локальных примерах организации и деятельности новой системы практической подготовки юристов.

Третий период приходится на последнюю треть XX в., когда окончательно была выработана идеология и методика клинического образования. Эта идея получила реализацию во многих ву­зах различных стран.

Четвертый (современный) период характеризуется проявлением социальной направленности в юридическом образовании, когда в подготовке юристов внимание стало акцентироваться на вопросах справедливости. В вузах появляются такие новые курсы, как “Право общественных интересов”, “Право справедливости”. Фактически можно говорить о возникновении новой философии юридического образования. Во многом это оказалось возможным именно благодаря влиянию юридических клиник. “Юридические клиники в различных вузах могут стать инкубаторами прогрес­сивных юристов, известных также под именем “социальных ин­женеров”. А разве конечной целью юристов не должна быть активная поддержка перемен в обществе, а не просто их интегрирование?

В настоящее время появляются некоторые признаки стирания граней между правовыми системами разных стран, разных вузов. Активно начинают проявляться интеграционные процессы. Од­ним из наиболее ярких примеров является создание всемирной организации, объединяющей представителей клинического движения различных стран, – GAJE.

GAJE – Global Alliance for Justice Education – Всемирный аль­янс за реформу юридического образования в духе справедливости. GAJE – это международная организация, объединяющая лю­дей, стремящихся привнести идеи справедливости в юридическое образование и практическую деятельность юристов. Клиническое образование является ключевой компонентой обучения справедливости. Но обучение справедливости тесно связано с дру­гими формами социально ориентированного юридического образования, которые включают обучение не только студентов, но и практикующих юристов, судей, представителей негосударственных организаций, обычных граждан.

Идея GAJE родилась в сентябре 1996 г. в Сиднее (Австралия), где собрались представители разных стран (Аргентина, Австралия, Бангладеш, Канада, США, Китай, Фиджи, Индия, Нигерия, ЮАР, Великобритания)- всего 21 человек-для обсуждения вопроса о распространении идеи “социально ориентированного юри­дического образования”. В декабре 1999 г. в Тривандруме (Ин­дия) состоялась первая учредительная конференция GAJE, собравшая 125 человек из разных стран. В настоящее время GAJE насчитывает около 200 представителей различных государств, и не только англосаксонской правовой системы. Конечно, GAJE объединяет преимущественно англоговорящих юристов, однако сейчас рассматривается вопрос о переводе всех материалов на языки других стран мира (русский, китайский, испанский и т.п.). В декабре 2001 г. в Дурбане (ЮАР) планируется проведение очередной конференции GAJE, на которой будет обсуждаться вопрос о принятии учредительных документов этой организации.

Членство в GAJE является свободным и не ограничено только сферой профессионального обучения юристов. В организацию может вступить студент, практикующий юрист, правозащитник -любой человек, разделяющий идеи справедливости и считающий необходимым их развивать и распространять.

Российские клиницисты уже включились в работу GAJE. В работе конференции в Тривандруме принимали участие пред­ставители юридических клиник Архангельска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Барнаула. Два представителя России – Е.С. Шугрина и А.Б. Гутников входят в состав оргкомитета GAJE.

Следует признать, что, несмотря на длительное существование клинического юридического образования и уже достаточно широкое его распространение, нет единого, точного определения понятия “юридическая клиника”.

Термин “клиническое юридическое образование” определяет­ся по-разному. В широком смысле он применим к любому типу экспериментального, практического или активного обучения про­фессии юриста. Такое обучение включает овладение большим набором навыков и воспитание качеств специалистов, связанных с развитием профессионализма, а именно: способности решать юридические проблемы при помощи различных методов разрешения споров, умения аргументировать свою точку зрения и ре­шать этические дилеммы содействия правосудию, справедливости и морали. Методики клинического юридического образования могут включать как простые приемы обучения, например короткую ролевую игру во время проведения большого занятия, так и сложные, например, представление интересов лиц в реальных юридических спорах под наблюдением преподавателя, т.е. рабо­ту с “живым клиентом”. Каждая клиническая методика – это сред­ство, при помощи которого студенты могут понять свою будущую работу через опыт. Некоторая часть клинических методик зависит от правовой системы, правовой культуры различных госу­дарств, поэтому не может быть заимствована, но другие методи­ки универсальны, т.е. могут быть использованы в любой правовой системе, в условиях любой правовой культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)