Высшая нервная деятельность человека

Первая и вторая сигнальные системы.

Взаимоотношения организма со средой осуществляются на основе сигналов, поступающих в нервную систему в результате непосредственного воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы. Этот тип сигнализации И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

В животном мире первая сигнальная система является единственным каналом информации организма о состоянии среды.

Первая сигнальная система высших животных обеспечивает достаточно совершенное отражение внешнего мира и в связи с этим гонкое и точное приспособление их к среде. Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными и относятся к определенному предмету.

Образование условных рефлексов через первую сигнальную систему составляет у высших животных физиологическую основу их элементарного конкретного, или предметного, мышления. Первая сигнальная система — одинаковая у человека и животных. В условиях обычной жизни у человека она изолированно функционирует только в первые шесть месяцев жизни.

При воспитании человека развивается вторая сигнальная система, характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень.

Вторая сигнальная система — это речь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира. Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении.

Вторая сигнальная система развилась у человека под влиянием социальной среды в процессе труда. Большую роль в этом сыграли кинестезические раздражения мозга, возникающие в результате трудовых процессов. Слово для человека служит таким же физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира.

Таким образом, вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменить, абстрагировать и обобщить все раздражители первой сигнальной системы.

Другое исключительно важное значение второй сигнальной системы заключается в том, что она резко увеличивает объем информации — за счет использования не только индивидуального, но и коллективного опыта всего человечества.

Первая и вторая сигнальные системы функционально взаимосвязаны. Сигналы первой сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами второй сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и высших порядков, функционально связывающие сигнальные системы в единое целое.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления, присущего только человеку. Афферентные сигналы, поступающие в центральную нервную систему от речевых органов, через слуховой и зрительный анализаторы, формируют у человека сложные рефлексы, обусловливающие звуковую и письменную речь.

Локализация функций второй сигнальной системы в коре головного мозга выяснена еще не полностью. В ее осуществлении участвуют структуры правого и левого полушарий. Доминирующая роль при этом у большинства людей (правшей) принадлежит левому полушарию. Сравнительно обширные его участки осуществляют сложные функции, связанные с пониманием смысла слов, координацией речедвигательного аппарата при их произнесении и другими процессами.

Оперантное обусловливание.

Является более высокой формой научения. Возникает в результате активного взаимодействия организма с внешней средой, в процессе которого происходит закрепление желательных действий и отказ от нежелательных.

Виды оперантного обусловливаня:

  • Научение методом проб и ошибок.
  • В основе лежит элемент случайного получения желаемого результата.
  • Научение методом формирования реакций.

Предполагает систематическое применение метода проб и ошибок в процессе обучения сложному поведению, предполагающему формирование определенной последовательности целесообразных элементов поведения. Нецелесообразные элементы при этом отрицаются. Обязательным элементом является подкрепление. Подкрепление может быть положительным (поощряет поведение) и отрицательным (наказание или отсутствие подкрепления отрицает поведение).

Научение путем наблюдения подражание (воспроизведение поведения без понимания его сути) викарное научение. Полное принятие и усвоение формы поведения другого человека. Пассивное без критической оценки и обработки информации. Лучше усваиваются формы поведения реального человека, который является образцом для обучаемого.

Когнитивные формы научения.
Когинитивное научение – познавательное научение. Основано на активной оценке ситуации с использованием прошлого опыта, анализа имеющихся возможностей.
Формы когнитивного научения;

Латентное научение.
В мозг человека постоянно поступает информация. В результате ее усвоения формируется когнитивная (познавательная) карта действительности. С ее помощью определяется наиболее адекватная поведенческая реакция при изменении привычных обстоятельств.
Обучение сложным психомоторным навыкам.

Обучение сложным двигательным актам происходит в три основных стадии:

  • когнитивная стадия (формирование когнитивной стратегии). На этой стадии все внимание сосредоточено на правильной технике выполнения отдельных элементов движений.
  • ассоциативная стадия. На этой стадии происходит интеграция навыков. Отдельные движения объединяются в определенную последовательность.
  • автономная стадия. В эту стадию движения выполняются автоматически. Техническая часть отступает на второй план и внимание сосредоточено на чувствах и ощущениях.
    Обучение путем инсайта (озарения).

В процессе научения путем инсайта информация, разбросанная в разных когнитивных картах объединяется в систему. Действию, которое возникает в процессе инсайта предшествует момент ―погружения в себя.

Научение путем рассуждений. Является высшей формой научения. Используется мозгом в том случае, если нет решения проверенным способом, ―сходу. Например, я опоздал на экзамен. Что я буду делать?

Этапы рассуждения:

  • рассматриваются имеющиеся данные и между ними устанавливаются связи,
  • строятся рабочие гипотезы, которые проверяются ― в уме, а за- тем и на практике. ― Что произойдет если…..?, ―А если я ?.

Результаты рассуждений запоминаются и используются для решения аналогичных задач.

В рассуждениях участвуют два процесса:

  • абстрагирование – находят общие черты и сходства между предметами и явлениями ( формирование понятий ),
  • обобщение – под понятия подводятся и обобщаются новые явления и предметы.

Рассудочная деятельность.

Два важнейших процесса мышления: формирование понятий и решение проблем.

  1. Формирование понятий. Формируется способность различать предметы и явления, находить общие черты между ними.
    усвоение понятий – субъект учится узнавать общие признаки объектов.
    простые понятия- определяется одно общее свойство ( теплый,
    свет). сложные понятия – обладают несколькими свойствами ( любовь,
    дружба, ученый и т.д.)
  2.  Решение проблем. Опирается на информацию долговременной памяти и понятийный аппарат.
  • изучение условий задачи,
  • создание общего плана (стратегия решения ),
  • тактика решения (конкретные методы),
  • проверка решения путем сопоставления с исходными данными, если нет, то возврат к первому пункту.

Этапы развития процессов мышления в онтогенезе

  • 1- сенсорный (становление органов чувств и двигательных систем) до 2 лет,
  • 2- стадия конкретных операций (развиваются понятия и язык). Слова все больше связываются с конкретными предметами. Первично мышление эгоцентрично. Мир, данный в моих ощущениях и моих действиях. Конкретное мышление. В дальнейшем предметы приобретают самостоятельность.
  • 3- стадия формальных операций (основа мышления – гипотезы и умозаключения, появляется способность предвидеть события за счет абстрактных операций, формируются представления отвлеченных событий и величин, напр. Вселенная, миллиард, триллион).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)