Выполнение условий присоединения России к ВТО

Основные условия членства в ВТО в части стандартизации и применения санитарных и фитосанитарных мер определены в Со­глашении по техническим барьерам в торговле (СТБТ) и Соглаше­нии по санитарным и фитосанитарным мерам (ССиФМ).

Основные принципы, выполнение которых необходимо для при­соединения России к указанным соглашениям, заключаются в следующем:

  • все страны имеют право использовать: меры, необходимые для обеспечения качества их экспорта, защиты жизни и здо­ровья людей, животных и растений; технические регламенты и стандарты; требования к упаковке и маркировке товаров; процедуры оценки соответствия техническим регламентам и стандартам, санитарно-­ветеринарным нормам;
  • эти меры не должны применяться в качестве средства произ­вольной или неоправданной дискриминации между страна­ми, в которых преобладают одинаковые условия, включая и их собственную территорию;
  • эти меры не должны представлять собой средства скрытого ограничения международной торговли и не должны созда­вать излишних препятствий в международной торговле;
  • в отношении стандартов и технических регламентов товарам, импортируемым из другого государства, должен предостав­ляться режим не менее благоприятный, чем тот, что предоставляется подобным товарам национального производства или подобным товарам, происходящим из любой другой стра­ны;
  • санитарные и фитосанитарные нормы должны быть осно­ваны на достаточных научных обоснованиях и принципах, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации. Эти меры должны ограничивать торговлю не более, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты;
  • все названные меры должны носить открытый, гласный ха­рактер.

Все страны должны предоставлять информацию о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных мерах и назвать центры, ответственные в своих странах за предоставление таких сведений. По большинству норм и положений ССиФМ аналогично СТБТ.

Отличия и специфика выполнения ССиФМ заключаются в том, что:

  • СТБТ требует использования стандартов на основе режима наибольшего благоприятствования, ССиФМ разрешает использовать его нормы на дискриминационной основе в отношении отдельных стран или групп стран, из которых исходит угроза заражения;
  •  ССиФМ позволяет большую гибкость в отходе от междуна­родных стандартов в случаях, обусловленных разницей географи­ческого, климатического характера или фундаментальными техно­логическими проблемами;
  •  ССиФМ разрешает стране устанавливать более высокий уро­вень санитарной или фитосанитарной защиты по сравнению с международными стандартами при условии достаточного и прежде всего научного обоснования;
  • ССиФМ разрешает странам вводить меры на временной осно­ве и в случаях, когда достаточного научного обоснования еще нет, но фактическая ситуация требует введения мер предосторожности.

Последовательность и сроки проведения мероприятий, опреде­ляющих общие условия выполнения Россией обязательств по при­соединению к СТБТ и ССиФМ, должны определяться исходя из национальных экономических интересов и приоритетов, гаранти­рующих экономическую и другие виды безопасности в условиях уже проявившегося давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок.

При этом надо исходить из общей посылки документов ВТО, не запре­щающей применение многих видов нетарифных ограничений, а вводящей их в определенные правовые нормы и обычаи, что, как правило, находит отражение в общепринятых в международной практике нормативных документах — технических регламентах.

Для выполнения условий членства в ВТО в части СТБТ и ССиФМ необходимо решение двух задач:

  • обеспечение гармонизации российских стандартов, а также нормативных документов федеральных органов исполнительной власти с международными стандартами;
  •  информационное взаимодействие с государствами — членами ВТО.

Для решения первой задачи необходимо:

  • проведение сопоставительного анализа национальных стан­дартов, а также иных, приравненных к ним нормативных до­кументов, с международными для выявления как сущностных (содержательных), так и оформительских различий между ними;
  • разработка и последующая поэтапная реализация програм­мы гармонизации, т. е. пересмотра (изменения) российских стандартов, а также иных нормативных документов для устра­нения выявленных различий.

Организационно­-кадровый и квалификационный потенциал национальной стандартизации при соответствующем финансиро­вании этих работ достаточен для их выполнения в 2 … 3 года.
При наличии финансовых ограничений целесообразно их по­ этапное выполнение с введением следующей приоритетности.

В первую очередь осуществляется гармонизация стандартов на продукцию и виды деятельности, являющиеся объектами экспортно­ импортного взаимодействия и, особенно по областям, где зафикси­ровано (выявлено) наличие технических барьеров; во вторую очередь — гармонизация стандартов на потенциальные объекты экспорта­импорта.

После выполнения этих работ осуществляется гармонизация остальной части фонда национальных стандартов. При реализации этой схемы приоритетом, учитывая, что между­ народные организации по стандартизации ежегодно публикуют от 500 до 800 новых или пересмотренных стандартов, необходимо обеспечить их оперативное введение на территории России. Ис­ходя из этого, при выработке позиции России по голосованию для каждого проекта международного стандарта, кроме общего решения о присоединении к стандарту, должна определяться форма его при­менения в национальной практике.

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях российских и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практи­кой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.
Гармонизация стандартов, наряду с устранением технических барьеров в международной торговле, должна быть направлена на обеспечение конкурентоспособности продукции.

При этом целе­сообразно учитывать следующие обстоятельства:

  • уровень требований международных (региональных) стан­дартов в зарубежной национальной практике преимуще­ственно используется как базисный;
  • национальные стандарты развитых стран могут содержать требования, которые выше (жестче) базисного уровня;
  • в зарубежной практике широко используются стандарты на­учно-­технических и профессиональных объединений (ассо­циаций). Такие стандарты могут содержать еще более высо­кие (жесткие) требования. Многие из них «де факто» приоб­ретают статус международно признанных.

В связи с этим, одновременно с решением задачи гармонизации национальных стандартов с международными, необходимо осущест­влять гармонизацию со стандартами ведущих зарубежных стран и научно­-технических и профессиональных объединений.

Для обеспечения применения в России именно актуализирован­ных версий этих стандартов необходимо заключение специальных соглашений между Федеральным агентством по техническому ре­гулированию и метрологии и соответствующими органами, под юрисдикцией которых находятся стандарты, о правомочности ис­пользования стандартов и систематическом предоставлении инфор­мации о вносимых в них изменениях.

При обеспечении условий присоединения России к ВТО в части проблемы информационного взаимодействия с государствами — членами ВТО необходимо учитывать, что в силу значительной трудоемкости полнообъемного выполнения условий присоедине­ния России к ВТО целесообразно дифференцировать подходы (и, следовательно, сроки исполнения обязательных условий) примени­тельно к вновь разрабатываемым (пересматриваемым) стандартам и действующему (ранее сформированному) фонду стандартов.

Работы по информационному взаимодействию в рамках ВТО с оценкой возможных сроков их выполнения включают в себя:

  • опубликование не реже одного раза в шесть месяцев про­граммы работ по стандартизации — практически уже осу­ществляется по государственной стандартизации и может в кратчайшие сроки быть осуществлено по нормативным доку­ментам иных органов государственного управления;
  • выявление отступлений (различий) в национальных норма­тивных документах от международных стандартов и направ­ление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (но­тификаций):
  • по вновь разрабатываемым (пересматриваемым) госу­дарственным стандартам — может быть осуществлено с момента принятия России в ВТО и даже ранее для прак­тической отработки процедуры;
  • действующему фонду государственных стандартов — мо­жет быть осуществлено в результате сопоставительного анализа национальных международных стандартов, т. е. в течение 2 … 3 лет при достаточном финансовом обеспе­чении и позднее — при ограниченном;
  • нормативным документам иных органов государственно­го управления — можно прогнозировать меньшую сте­пень готовности к выполнению данного условия;
  • предоставление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов — осуществление может быть на­чато в ближайшее время;
  • обеспечение функционирования системы информационного взаимодействия в режиме электронного обмена данными — может быть достигнуто в рамках реализации проекта «Разви­тие стандартизации» в России по государственным стандар­там в течение ближайшего года, а по нормативным докумен­там иных органов государственного управления в течение 2 … 3 лет.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)