Ввод данных

Когда массив заполненных анкет обработан по всем правилам (проверен, зарегистрирован, произведены перекодировка и редактирование), ввод данных представляет собой процедуру считывания оператором кода каждого из пунктов анкеты и ввода этого кода в файл информации в соответствии с форматом паспорта, подготовленного на основе требований используемой программы ввода и обработки данных социологической информации.

Обычно эту процедуру осуществляют лица, специализирующиеся на подобных операциях. Сама по себе эта процедура несложная и требует лишь внимания и добросовестного отношения: чем больше опыт работы оператора, тем меньше времени затрачивается на этот этап работы. При достаточном числе опытных операторов процедура ввода данных может быть осуществлена в минимальные сроки.

Информация может представлять лишь индивидуальный интерес, например, для отдела кадров или руководителя организации, принимающего на работу конкретного инди-вида. Но для понимания социальных процессов или явлений «сырые данные» не являются информацией в полном смысле этого слова.

Различие между «данными» и «информацией» заключается в том, что сами по себе данные лишены интерпретационного смысла. Процесс их систематизации и представления в виде, имеющем смысловое значение, называется обработкой данных.
Таким образом, суть обработки данных заключается в переходе от «сырых данных» к «социальной информации».

Задача исследователя — определить пути такого преобразования полученного материала и такой формы его представления, которые в конечном итоге позволят отвлечься, от конкретных ответов отдельных людей и установить наиболее важные и значимые закономерности и связи, обнаруживаемые в собранном материале.

В настоящее время, когда социологи для обработки данных используют персональные компьютеры и соответствующие программы обработки и анализа социологических данных, нередко возникает ситуация, когда исследователь, получив файл данных, даже не задумывается — каким образом ему следовало бы систематизировать и структурировать собранный материал.

Он автоматически заказывает предусмотренную программой обработку и получает результат в том виде, который заложен разработчиками компьютерной профаммы. Как правило, такой «исследователь» офаничивается одномерными и двумерными рядами распределений (иногда он даже не знает, что форма систематизированных таким образом данных называется рядом распределения).

Когда уровень технического развития не позволял автоматически использовать готовые программы обработки и анализа социологических данных, исследователь даже не приступал бы к сбору информации, пока не подготовил полный алгоритм их обработки (в основном ручной, с некоторыми элементами возможной механизации), потому что в противном случае эти данные являлись бы лишь архивом анкет, на сбор которых не целесообразно было бы затрачивать средства и силы.

За последнее десятилетие обработка данных претерпела принципиальную фансформацию в связи со все расширяющимися возможностями электронной техники. У исполнителя отпала прежняя необходимость в подготовке полного алгоритма обработки полученных данных. Широкий доступ к персональным компьютерам и современное профаммное обеспечение позволяют даже липам, не имеющим практически никакой специальной подготовки, преобразовывать сырой материал в определенный тип информации.

Существуют различные точки зрения на проблему необходимой степени подготовленности социолога к обработке и анализу первичных социологических данных, уровня его квалификации в области математической статистики, лежащей в основе социологического анализа эмпирических данных.

Одна точка зрения определяется парадигмой профессиональной корпоративности, направленной на утверждение того, что человек, плохо разбирающийся в значении и содержании математических формул, по которым компьютерные программы производят статистические расчеты, не должен заниматься первичным социологическим анализом.

Другая точка зрения заключается в том, что необязательно досконально знать математико-статистический аппарат, так же как и принципы работы компьютера, чтобы пользоваться разработанными профаммами.

Если аргументы сторонников первой точки зрения не нуждаются в особом раскрытии, так как представляется достаточно понятной позиция, что любое занятие требует определенной квалификации, и большинство людей предпочтет обратиться к профессионалу, когда возникает потребность в выполнении работы, требующей определенней профессиональной квалификации.

Но и вторая позиция не остается без аргументов, имеющих определенный практический смысл. Обосновывая ее, Памела Алрек и Роберт Сеттл (сотрудники одной из американских консультационных служб) обращаются к аналогии с ситуацией авиаперелета: «Никто ведь не будет утверждать, что человек, собирающийся лететь самолетом в отдаленный город, должен быть специалистом в области аэродинамики и самолетостроения.

Большинстве авиапассажиров имеет весьма смутное представление о том, как устроен самолет, и уж, определенно, не смогут поднять его в воздух, рассчитать курс и т.д. Тем не менее они способны осуществить перелет и прибыть в место назначения достаточно быстро и безопасно. Это возможно потому, что все квалифицированные технические работы уже предварительно осуществлены соответствующими специалистами…

Пассажиры, однако, все же несомненно, нуждаются в определенных знаниях и информации, например, куда они соби-раются лететь, какие авиалинии и рейсы могут быть использованы, как добраться до аэропорта, и когда они могут вылететь; они, конечно, нуждаются также в средствах на би¬лет; но они не обязаны знать, как построен самолет и даже как он летает».

Исследователь, по мнению сторонников такой позиции, находится в аналогичном положении, и в его задачу не входит вдаваться в детали особенностей статистического аппарата, так же как и в устройство компьютера. Формулы, которые лежат в основе анализа, в свое время были разработаны и использованы в компьютерных программах опытными специалистами в области математики и статистики.

Поэтому любой, кто испытывает потребность и интерес к изучению социальных фактов, закономерностей, принципов, может использовать компьютерные программы в готовом виде, не особенно вдаваясь в суть математико-статистического аппарата, заложенного в основу социологического анализа.

Первая точка зрения, по нашему глубокому убеждению, является более правильной. Тем более, что аргументы сторонников второй позиции представляются сомнительными хотя бы потому, что аналогия с пассажиром неправомерна: пассажир, пользуясь результатами деятельности других специалистов, платит за билет; социолог же, принимаясь за анализ первичного материала, выполняет заказ и обычно сам взымает плату за выполняемую работу.

Тогда как пассажир выступает потребителем результатов чужого квалифицированного труда, социолог выступает в роли квалифицированного исполнителя. Именно на его знания и квалификацию полагается заказчик или потребитель конечного продукта социологической информации, который, по нашему мнению, скорее выступает в роли пассажира (если уж воспользоваться приведенной выше аналогией).

Следующий раздел «Анализ первичной социологической информации» направлен на раскрытие основных правил и требований при проведении анализа первичной социологической информации. Данное учебное пособие призвано, на наш взгляд, компенсировать пробелы в подготовке среднего звена в социологической профессии.

Поэтому здесь не будут раскрываться основы теории вероятности и математической статистики, позволяющие высококвалифицированному специалисту с полным пониманием всего материала в совокупности и осознанием всех возможностей математического аппарата вскрыть тенденции и закономерности, которые могут быть получены из сырого первичного материала.

В этом разделе будут изложены только основные способы и приемы анализа, наиболее часто используемые при освещении данных социологических опросов; подчеркнуты основные правила и требования, нарушение которых приводит к искажению фактов; особое внимание будет сосредоточено на тех ошибках, которые чаще всего допускаются при анализе первичного материала специалистами, не имеющими достаточной базы знаний.

Другими словами, основное внимание будет сосредоточено на освоении технологического процесса. Данное пособие, на наш взгляд, позволит в определенной степени ликвидировать пробел в подготовке специалистов-технологов в области анализа первичного социологического материала, основные функции которых — компетентное выполнение стандартного анализа результатов массовых опросов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)