Всеобщий контроль качества (Total Quality Control — TQC)

“Всеобщий контроль качества” (Total Quality Control — TQC) — система, в которой контроль качества представлен как метод ведения бизнеса.

Под всеобщим контролем качества А. Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьюторов. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания.

По определению Фейгенбаума, контроль качества — эффективная система для координации усилий различных групп работников организации по поддержанию качества и его улучшению, обеспечению деятельности производства на наиболее экономичном уровне, позволяющем полностью удовлетворить потребителя.

Под “контролем” в словосочетании “контроль качества” подразумевается инструмент управления (менеджмента), состоящий из четырех основных этапов:

  • создание стандартов качества;
  • оценка соответствия этим стандартам;
  • реакция на превышение требований стандартов;
  • планирование совершенствования стандартов.

Контроль качества должен осуществляться на всех стадиях производственного процесса и включать:

  • контроль проектирования;
  • контроль поступающих материалов (входной контроль);
  • контроль технологических процессов;
  • контроль узлов и деталей;
  • контроль готовой продукции и доставки ее потребителю;
  • широкое использование статистических методов на каждом из этапов.

Всеобщий контроль качества Фейгенбаум рассматривал как инструмент управления качеством с постоянным акцентом всей деятельности организации на повышении качества. По существу это был прообраз всеобщего управления качеством — TQM.

Созданная Фейгенбаумом система всеобщего контроля качества была внедрена в практику работы японских предприятий   Э. Демингом. В Японии она получила название “кайдзен” и представляла собой новый подход к совершенствованию триады: качество, цена, дисциплина поставки.

Дальнейшее развитие он получил в компаниях Toyota, Nissan, Matsushita, Canon, Honda и др. Являясь результатом эволюции TQM, кайдзен включил в себя все элементы бережливого производства: канбан, “точно в срок”, принцип вытягивания, ориентацию на клиента, концепцию дзидока и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)