Внедрение TQM
Современная концепция TQM позволяет целенаправленно и успешно осуществлять управление не только в сфере производства, но и в государственных и муниципальных учреждениях, банках, сфере услуг, образования, медицины и других областях.
Для разработки стратегии внедрения важно изначально правильно определить миссию организации, которая прежде всего должна заключаться в эффективном удовлетворении потребностей потребителей.
При внедрении TQM в различных сферах общими для них являются следующие этапы, основанные на принципах TQM:
- выработка стратегии компании;
- выделение приоритетных направлений ее деятельности;
- создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;
- вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней;
- обучение персонала;
- ориентация на потребителя;
- организация управления процессами;
- непрерывное повышение качества продукции и степени удовлетворенности потребителя;
- формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;
- упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.
Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу, если руководство не понимает, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу и в нем должен быть задействован весь персонал.
Очень часто внедрение TQM в некоторых сферах, например в государственных структурах, требует преодоления определенных препятствий, состоящих в сопротивлении работников изменениям; в краткосрочности их пребывания на должностях; в их финансовой стабильности.
Определяющее значение для результатов деятельности организации имеет стратегическое планирование качества, направленное на обеспечение конкурентных преимуществ вы- пускаемой продукции (услуг) и представляющее собой способ реализации миссии организации в этой области.
Серьезно от- носящиеся к своему бизнесу организации планируют качество на основе прогнозирования потребностей (требований) потребителя. При этом большое внимание уделяется изучению качества продукции, выпускаемой конкурентами (разрабатываются программы по бенчмаркингу или используется информация о достижениях конкурентов в области качества и о потребностях заказчика).
На рис. показана упрощенная модель стратегического планирования организации.
Упрощенная модель стратегического планирования качества
Понимание стратегии организации должно включать:
- Ясное представление о том, куда организация идет. Это должно быть четко заявлено и в доступной форме доведено до каждого работника организации.
- Выявление ключевых целей, которые должны быть достигнуты для реализации стратегии.
- Информирование о ключевых целях всех сотрудников организации.
Необходима также гармонизация стратегического планирования предприятия-изготовителя со стратегическими планами его поставщиков сырья, материалов, оборудования и т. д.
Стратегический план должен содержать цели и задачи организации на определенный период (например, на три года или пять лет). Он должен включать виды и объемы ресурсов, требующихся для достижения поставленных целей.
Стратегическое планирование всегда связано с решением задач оптимального распределения ресурсов, поскольку большинство организаций, как правило, не обладают количеством ресурсов, достаточным для одновременного достижения всех поставленных целей.
В связи с этим должны быть установлены критерии оценки значимости отдельных целей, взвешенные с учетом потребностей организации, определяемых ее руководством.
Существует немало различных подходов к разработке стратегических планов, но одним из наиболее эффективных считается сочетание методов “мозгового штурма”, анализа сродства, матриц приоритетов и анализа Парето.
Применение этого подхода позволяет выявить скрытые задачи; распределить ресурсы в соответствии с приоритетностью отдельных целей, доступностью и стоимостью каждого ресурса, его влиянием на результаты деятельности организации.
Стратегическое планирование может быть эффектив- ным, если оно рассматривается руководством организации как средство, а не цель; предельно ориентировано на потребителя, объединяет усилия всего персонала, правильно расставляет приоритеты деятельности и устраняет недостатки в управлении. Характерные признаки организаций, использующих TQM:
- качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности;
- персонал как ценность номер один;
- командный дух в организации;
- единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;
- справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;
- горизонтальная организационная структура управления с процессным и проектным стилями управления;
- эффективный менеджмент.
Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает организации следующие преимущества:
- увеличение прибыли;
- обеспечение экономической устойчивости организации и рационального использования всех видов ресурсов;
- улучшение имиджа и репутации организации;
- повышение качества управленческих решений;
- внедрение новейших достижений;
- увеличение производительности труда;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции;
- рост степени удовлетворенности клиентов.
- Этап 9. Постоянное улучшение
- Этап 8. Аудиты и анализ
- Этап 7. Внедрение системы менеджмента качества
- Этап 5. Реализация процессного подхода
- Этап 4. Определение документации, необходимой для внедрения и функционирования СМК; планирование структуры документов
- Диагностирование СМК
- Этап 2. Определение стратегии и целей внедрения стандартов ИСО серии 9000:2008
- Организация работ по созданию СМК
- Разработка и внедрение систем менеджмента качеств в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу