Внедрение TQM

Современная концепция TQM позволяет целенаправленно и успешно осуществлять управление не только в сфере производства, но и в государственных и муниципальных учреждениях, банках, сфере услуг, образования, медицины и других областях.

Для разработки стратегии внедрения важно изначально правильно определить миссию организации, которая прежде всего должна заключаться в эффективном удовлетворении потребностей потребителей.

При внедрении TQM в различных сферах общими для них являются следующие этапы, основанные на принципах TQM:

  • выработка стратегии компании;
  • выделение приоритетных направлений ее деятельности;
  • создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;
  • вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней;
  • обучение персонала;
  • ориентация на потребителя;
  • организация управления процессами;
  • непрерывное повышение качества продукции и степени удовлетворенности потребителя;
  • формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;
  • упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.

Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу, если руководство не понимает, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу и в нем должен быть задействован весь персонал.

Очень часто внедрение TQM в некоторых сферах, например в государственных структурах, требует преодоления определенных препятствий, состоящих в сопротивлении работников изменениям; в краткосрочности их пребывания на должностях; в их финансовой стабильности.

Определяющее значение для результатов деятельности организации имеет стратегическое планирование качества, направленное на обеспечение конкурентных преимуществ вы- пускаемой продукции (услуг) и представляющее собой способ реализации миссии организации в этой области.

Серьезно от- носящиеся к своему бизнесу организации планируют качество на основе прогнозирования потребностей (требований) потребителя. При этом большое внимание уделяется изучению качества продукции, выпускаемой конкурентами (разрабатываются программы по бенчмаркингу или используется информация о достижениях конкурентов в области качества и о потребностях заказчика).

На рис. показана упрощенная модель стратегического планирования организации.

Упрощенная модель стратегического планирования качества

Понимание стратегии организации должно включать:

  1. Ясное представление о том, куда организация идет. Это должно быть четко заявлено и в доступной форме доведено до каждого работника организации.
  2. Выявление ключевых целей, которые должны быть достигнуты для реализации стратегии.
  3. Информирование о ключевых целях всех сотрудников организации.

Необходима также гармонизация стратегического планирования предприятия-изготовителя со стратегическими планами его поставщиков сырья, материалов, оборудования и т. д.

Стратегический план должен содержать цели и задачи организации на определенный период (например, на три года или пять лет). Он должен включать виды и объемы ресурсов, требующихся для достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование всегда связано с решением задач оптимального распределения ресурсов, поскольку большинство организаций, как правило, не обладают количеством ресурсов, достаточным для одновременного достижения всех поставленных целей.

В связи с этим должны быть установлены критерии оценки значимости отдельных целей, взвешенные с учетом потребностей организации, определяемых ее руководством.

Существует немало различных подходов к разработке стратегических планов, но одним из наиболее эффективных считается сочетание методов “мозгового штурма”, анализа сродства, матриц приоритетов и анализа Парето.

Применение этого подхода позволяет выявить скрытые задачи; распределить ресурсы в соответствии с приоритетностью отдельных целей, доступностью и стоимостью каждого ресурса, его влиянием на результаты деятельности организации.

Стратегическое планирование может быть эффектив- ным, если оно рассматривается руководством организации как средство, а не цель; предельно ориентировано на потребителя, объединяет усилия всего персонала, правильно расставляет приоритеты деятельности и устраняет недостатки в управлении. Характерные признаки организаций, использующих TQM:

  • качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности;
  • персонал как ценность номер один;
  • командный дух в организации;
  • единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;
  • справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;
  • горизонтальная организационная структура управления с процессным и проектным стилями управления; 
  • эффективный менеджмент.

Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает организации следующие преимущества:

  • увеличение прибыли;
  • обеспечение экономической устойчивости организации и рационального использования всех видов ресурсов;
  • улучшение имиджа и репутации организации;
  • повышение качества управленческих решений;
  • внедрение новейших достижений;
  • увеличение производительности труда;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции;
  • рост степени удовлетворенности клиентов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)