Врожденные и приобретенные формы поведения

В процессе эволюции животных изменялся вклад разных видов поведения в адаптивные реакции. Если у рыб и птиц основой поведения являются таксисы, рефлексы и инстинкты, то у высших млекопитающих и человека их вытесняет научение и рассудочная деятельность.

Врожденными формами поведенческих реакций являются: таксисы, безусловные рефлексы, инстинкты. Таксисы предполагают избирательные реакции приближения к источнику света (фототаксис), химических веществ ( хемотаксис) и т.д.

Безусловные рефлексы – закономерные, генетически обусловленные реакции организма на раздражители, протекающие с обязательным участием нервной системы.

Инстинкты – сложная цепь безусловных рефлексов, в которой процесс осуществления предыдущей рефлекторной реакции (но не ее результат) является раздражителем для последующей. Инстинкты имеют все признаки безусловных рефлексов.

Врожденные формы адаптивных реакций обеспечивают существование организма в строго определенных условиях внешней среды. Эти реакции генетически закрепленные, видовые, постоянные, осуществляются с участием любых отделов ЦНС, связаны с определенным раздражителем.

Приобретенными формами поведения являются научение и рассудочная деятельность.

Приобретенные формы поведенческих реакций позволяют адаптироваться практически в любых условиях существования. В отличие от врожденных форм поведения они индивидуальные, временные, при- обретенные в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Научение – совокупность приобретенных в результате индивидуального развития поведенческих реакций.

Виды научения:

  • Реактивное обусловливание.
  • Оперантное обусловливание.
  • Когнитивные формы научения.

Реактивное обусловливание и его виды. Основой этих форм поведения является пассивное взаимодействие с внешней средой.

Виды реактивного обусловливания:

  1. Габитурация (привыкание).
    Состоит в том, что при неоднократном или постоянном действии раздражителя организм начинает игнорировать стимул. Вероятно, в этом процессе участвует адаптация рецепторов и снижения ответа на уровне ретикулярной формации ствола мозга.
  2. Сенсибилизация (увеличение чувствительности к стимулу). Участвуют в этом процессе низшие структуры мозга. Примером сенсибилизации является надоедающее жужжание мухи, или раздражающий звук капель.
  3. Импринтинг (запечатлевание). В классическом варианте (Конрад Лоренц) предполагается формирование привязанности к первому двигающемуся объекту. Импринтинг крайне важен для установления психологического контакта ребенка с родителями.
  4. Ассоциативное обусловливание (условные рефлексы по И.П. Павлову). Обеспечивают формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим безусловнорефлекторную реакцию, и индиф- ферентным.

Открыты в 1901г выдающимся русским физиологом И.П. Павловым при изучении слюноотделения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)