Временные предпочтения в финансовой политике организации

Важность адекватных временных предпочтений, умения отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более значимых, можно проиллюстрировать на примере феномена финансового предвидения, тем более что в любой организации присутствуют две ключевые области — управление людьми и управление деньгами.

Финансовая политика организации должна строиться с установкой на будущие нужды. Причем чем больше успех фирмы, тем больше опасность неадекватного межвременного выбора в виде недостатка финансового предвидения.

Причины, по которым быстрорастущее предприятие вдруг терпит крах, состоят в недостатке наличных денег, неспособности найти капитал для расширения, потере финансового контроля. Все они — следствие неадекватных временных предпочтений, когда доминируют интересы настоящего в ущерб интересам будущего. Очевидно, что финансовый кризис предприятия легче предотвратить, чем нейтрализовать. Второе возможно лишь посредством больших усилий и сопровождается большими потерями.

Неадекватные временные предпочтения проявляются в довольно типичной ситуации, когда начинающие свое дело предприниматели сосредоточиваются на прибыли, демонстрируя склонность к алчности. Но мотивационный фокус фирмы должен быть сосредоточен на прибыли не в первую, а в последнюю очередь. Да и сама по себе прибыль у хорошего хозяина — это инвестиции в будущее. Рост нового предприятия необходимо «подпитывать», он требует добавления финансовых ресурсов, а не их изымания.

Финансовое управление успешно, если оно опирается на надежные денежные прогнозы, причем надежные в данном случае означает наихудшие. Есть эмпирическое правило старых банкиров, согласно которому в прогнозе денежных поступлений и выплат допускается, что счета кредиторов нужно будет оплачивать на 60 дней раньше, а платежи будут поступать на 60 дней позже. Если прогноз явно консервативен, то худшее, что может случиться, — это временный избыток денег.

Растущее новое предприятие должно знать за 12 месяцев вперед, сколько денег, когда и для каких целей ему понадобится. Имея год форы, почти всегда можно финансировать денежные потребности. Даже если дела идут хорошо, в спешке найти деньги всегда нелегко и разорительно дорого. Прежде всего это отвлекает ведущих сотрудников фирмы в самый критический момент. В течение нескольких месяцев они тратят все силы и время на то, чтобы достать деньги, а когда возвращаются к делам, то обнаруживают упущенные возможности, ибо именно в период денежного дефицита возможности в новых предприятиях наибольшие. Согласно эмпирическому правилу, новое предприятие перерастает свою капитальную базу с каждым увеличением продаж на 40-50%. После такого роста оно обычно нуждается в новой структуре капитала. Хозяин, у которого, так сказать, «запас карман не трет», анализирует и прогнозирует денежные потоки, и поэтому у него не возникает проблем финансового обеспечения развития.

Очевидно, что инвестирование в благополучное будущее фирмы — это не только обеспечение финансового капитала, но и инвестирование в человеческий капитал (обучение персонала, создание команды высшего руководства для новых структур и филиалов, новые технологии управления и т. д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)