Возрождение социологии личности середина 50-х конец 80-х годов

Еще В. М. Бехтерев изучал влияние коллектива на личность. Его концепции оказали сильное влияние на социологические исследования тех лет. Однако с годами слово «коллектив» все более мифологизировалось, как и все надындивидуальные структуры. Вот свидетельство эффективности этого мифа.

Интересно
В начале шестидесятых годов социологическая группа ЦК ВЛКСМ провела анкету, где, в частности, выяснялось отношение к комсомолу. Ответы большинства респондентов свелись к формуле: «по стране в целом полезен и необходим, но в нашей организации давно уже мертв».

Когда несколько ослаб идеологический пресс, были изданы первые переводные работы. Исследователи с энтузиазмом набросились на социометрическую методику, стала модной проблема конформного поведения. Однако к «иностранным новшествам» подходили с разных позиций. Лакействующий социолог приписывал зарубежному автору очевидные глупости, а потом с пафосом их разоблачал. Если обрывки мыслей заимствовались, он старался облечь их в неузнаваемую форму и снабдить собственными (зарубежные шельмовались) звучными ярлыками.

Решающий аргумент сводился к тому, что коллективы, якобы, возникают только при социализме и, следовательно, наши ученые открывают область, неведомую зарубежным. Другая позиция «ученическая» ориентирована на учебу по зарубежной литературе. Ниже речь пойдет в основном о работах, близких ко второй позиции.

Кроме того, из множества работ о группах будут избраны только те, которые раскрывают тему «группа и личность». Личность и социальные роли. В 1965 г. Г. В. Осипов издал двухтомник социологических работ, где раздел «группа и личность» представляли статьи Н. Г. Валентиновой, В. И. Селиванова и В. Б. Ольшанского.

Авторы не шли далее описания «особых жизненных обстоятельств» и «группового сознания» изученных коллективов. Было доказано, например, что при определении социальных ценностей влияние рабочей группы оказывается более действенным, чем влияние возраста, или пола, или образования.

В 1967 г. вышла в свет книга И. С. Кона, где разъяснялось, что «главным понятием для описания личности является понятие социальной роли». Одновременно были опубликованы статьи В. Б. Ольшанского о социальных ролях и теории ролей. Позднее социологи еще не раз обращались к этому метафорическому понятию, связывающему социальное с индивидуальным.

Основными аналитическими единицами, позволяющими моделировать связь индивида и группы, являются социальная роль (единица культуры), социальный статус (единица социальной структуры) и собственное Я (единица личности).

Социальная роль — это выработанная предыдущими поколениями и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему в ней определенное социальное положение.

Существуют частные разногласия в понимании термина «роль» и классификация ролей социологами. Большинство согласно, что роли различаются в зависимости от той системы взаимодействия, в которую они входят как элементы. В психологическом исследовании личности различаются «роль для всех», «роль для группы» и «роль для себя».

В каждой роли можно выделить обязанности основные, непосредственные, и те, которые осуществляются или нет по собственному усмотрению исполнителя. Социальное исследование показало, что «ответственность за исполнение неосновных обязанностей осознается субъектом слабее, чем основных, и осуществляется она в меньшей степени».

Роли заданы социальными ожиданиями, которые концептуализируются в социологии как «социальные нормы». Избрав объектом изучения поведение людей в очереди, М. И. Бобнева исследовала нормативную регуляцию поведения. Индивид всегда исходит из собственных интересов, как он их понимает.

Известно, однако, что если его поведение будет значительно отклоняться от ожидания окружающих, он подвергнется социальным санкциям. Условием согласованности ожиданий является общность их основания — ценностно-ориентационное единство группы.

Социальные ожидания фиксируются не на индивидах, а на статусах («позициях»), которые индивиды занимают в социальном взаимодействии. Статус отвечает на вопрос «кто он?», социальная роль — «что и как делать?».

Социальным статусом называется соотносительное положение индивида в социальной системе, определяемое по ряду специфичных для нее признаков. Люди, обладающие одним и тем же статусом, обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип личности». Так, опросив репрезентативную выборку социальной группы, социологи выявляют присущие ей условия труда и быта, заключают, чего хочет, умеет и может типичный ее представитель.

Каждый статус может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая таким образом определенный социальный престиж. Престиж ранжирует статусы в общественном мнении. Исследования престижа профессий многократно проводились в России. Обращалось внимание и на «престижное потребление».

Межличностное общение строится так, что в статусе индивид выступает как объект ориентации участников взаимодействия, а исполняя роль, он сам ориентируется на других действующих лиц. Роль входит в личность, но в то же время является элементом поведения группы — так индивидуальное связывается с социальным.

Интересно
Исследованные в школе Выготского значения и символы позволяют соотносить роль, статус и Я. Поскольку индивид включен в несколько групп, для понимания его поведения особо значима «референтная» группа. Иногда возникают внутриролевой и межролевой конфликты. Выпавшую ему роль индивид соотносит не только со статусом партнера, но и со своим Я.

Самые сложные проблемы связаны именно с понятием Я. Подход к ним наметил еще С. Л. Рубинштейн: «Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я». Не случайно И. С. Кон вслед за «Социологией личности» две книги посвятил человеческому Я. Поскольку Я — результат истории как общества, так и индивида, этим аспектам будут посвящены два последующих раздела.

Проблема «Роль и личность» изучалась как применительно к учебным заведениям, так и в других типах социальных организаций . При рассмотрении проблемы включенности индивида в организацию, что является необходимым условием его «управляемости», было показано, что важно не столько количество требований, сколько их структура.

Несоответствие условий труда, стиля руководства, системы стимулирования и т. д. образу Я является причиной текучести кадров и низкой производительности труда. Изменение личности работников приводит к изменению их ожиданий, обращенных к социальной организации.

Роли и Я. Еще в шестидесятые годы отмечалось преимущество современной ролевой теории: поведение индивида объясняется не только стереотипизированными (сверхиндивидуальными) социальными предписаниями, но и их взаимодействием с индивидуальностью, представленной понятием Я: «Я рассматривается в функции мотивации и в функции организации действий субъекта».

Другие авторы обратили внимание на вклад Дж. Мида: с помощью понятия «роль» он объяснял механизмы формирования Я, а далее посредством Я моделировал индивидуальность ролевого поведения.

Большое значение в социализации ребенка Дж. Мид придавал игре, принятию роли «значимого другого», «генерализованного другого», формированию образа Я с позиции этого другого. Работы русских исследователей во многом совпадают с позицией Дж. Мида. Разрабатывавшаяся школой Выготского проблема значений позволяет «привести к общему знаменателю», соотнести между собой роль и Я как значения.

Тогда поведение предстанет как функция от взаимодействия («диалектического противоречия») двух переменных, роли и Я, причем первая будет обеспечивать гибкость поведения, его соответствие меняющимся ситуациям, а вторая — его внутреннюю устойчивость, преемственность, относительное постоянство субъекта.

Деятельностный подход блестяще оправдал себя в исследовании развития человека при полном отсутствии зрения и слуха. История эксперимента связана с именем И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, с жизнью специальной школы-интерната в Загорске, с учебой четырех выпускников этого интерната на психологическом факультете МГУ.

В отечественной литературе прослежены возрастные изменения психики ребенка. Замечено, что младшего школьника развивает не учеба, а отношение взрослых к учебе . С годами расширяется набор ролей, отношения все более индивидуализируются. Тщательно исследовалась юношеская дружба.

Особое значение в социализации личности имеют детские игры. «Дело не только в том, — писал Д. Б. Эльконин, — что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиций и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Выполняя роль то кошки, то мышки, то доктора, то пациента, ребенок овладевает искусством «принимать роль другого»: «входить в роль» и «выходить из роли». Принимая общие правила игры, он научается ориентироваться на социо-нормативную систему в социальном взаимодействии.

Он познает значение окружающих объектов и самого себя как объект, обозначаемый собственным именем или личным местоимением. Разумеется, схема тела и самочувствие являются аналогами Я на уровне организма так же, как процессы «самовыделения» и «принятия себя в расчет» в актах перцепции и движения есть аналоги процесса самосознания».

Однако социологи подчеркивают важность ролевого исполнения. Проигранные роли неизбежно отлагаются на Я-исполнителя и влияют на последующее поведение. Одну и ту же роль — покупателя в универсаме, пациента у врача и т. д. — по-разному проигрывают учительница и продавщица, сантехник и профессор философии.

Хотя ситуация предполагает общие для всех ролевые ожидания, на ролевое поведение оказывают влияние роли, прежде исполнявшиеся индивидом и преломившиеся в его Я. Восприятие самого себя всегда субъективно. Каждый человек извлекает нечто из своих переживаний и строит персонификацию — модель своей личности, как он ее себе представляет. Управляет этим процессом стремление к самоуважению.

К тому же обращенные к индивиду ожидания требуют от него постоянства — отсюда стремление к непротиворечивости Я-образа. Он заинтересован в подтверждении («социальной ратификации») своего представления о самом себе. Организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний собственного Я, — это Я-концепция. Составляющие ее важнейшие определения самого себя образуют своего рода якоря, прикрепляющие индивида к социальному миру и определяющие отправную точку для суждения о других объектах и событиях.

Более широкое понятие Я (или Я-образ). Оно охватывает многослойное образование, которое начало формироваться, когда ребенок еще не владел речью. Сюда входят осознанные и неосознанные ориентации относительно жизненных интересов, чувства и влечения. Я-концепция относится лишь к осознаваемой, верхней части описанного айсберга. Важнейший аспект Я-концепции человека — его самооценка.

Именно она соотносится с оценкой роли и предопределяет отношение к ней. Иногда, однако, осознаваемая самооценка не совпадает с коренящимся «в глубине души» самоуважением. Это вызывает сложные коллизии в отношениях с ролью. Отношение человека к самому себе предопределено соотнесением образа Я и Я-концепции, представлением о собственной идентичности, реакциями других людей. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он что-то делает хорошо, а от того, что сам избрал определенное дело и делает его хорошо.

Чувство неполноценности возникает у человека, реальные достижения которого не соответствуют собственному представлению о себе. Нормальные люди в таких случаях стараются развить свои способности и умения. Невротики же стремятся избежать фрустрирующих переживаний, например, определяя самих себя как неспособных, никчемных.

Это — «комплекс неполноценности», избавляющий человека от разочарований. Другой метод — «комплекс превосходства» заключается в переопределении самих трудностей как «мелочей жизни», недостойных внимания личности в целом великолепной. Упомянутые комплексы в отечественной литературе иногда описываются как «эффект неадекватности», как «заниженная» или «завышенная» самооценка.

В терминах ролевой теории подобные случаи могут быть описаны как внутриличностные противоречия между Я и ролью. Тогда защитные механизмы личности, которые описал Фрейд и истолковал с позиций психосексуальных, получают объяснение психосоциальное.

Преодоление некоторых невротических механизмов, затрудняющих ролевое исполнение, осуществляется путем интенсивного Я-включения, достигаемого при помощи группового давления. Таким образом, Ю. Б. Некрасова, В. М. Шкловский и другие психотерапевты излечивают заикание, болельщики помогают спортсменам добиться немыслимых рекордов и т. п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)