Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учет в учебно-воспитательном процессе
Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения характеризуются и общими чертами.
Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже.
Л.С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:
- кризис новорожденности;
- младенческий возраст (2—12 месяцев);
- кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);
- кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);
- кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14–18 лет);
- кризис 17 лет.
Д.Б. Эльконин считал, что «…критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».
Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:
- От 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления.
- От 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление.
- С 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций.
- С 11–12 лет – стадия развития формального мышления.
Общепринятой является следующая периодизация:
- преддошкольный возраст (3–5 лет);
- дошкольный возраст (5–7 лет);
- младший школьный возраст (7—11 лет);
- подростковый возраст (11–15 лет);
- ранняя юность возраст (15–18 лет);
- студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).
Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей.
Д.Б. Эльконин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:
- определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;
- основные или ведущие типы деятельности;
- основные психические новообразования.
Также Д.Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:
- Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми.
- Предметно-манипулятивную деятельность.
- Ролевую игру.
- Учебную деятельность.
- Интимно-личное общение.
- Учебно-профессиональную деятельность.
- Творческое саморазвитие педагога
- Роль и задачи классного руководителя в системе воспитательной работы в школе
- Организация групповой деятельности в педагогике
- Коллектив и решение общих задач воспитания
- Условия и средства развития коллектива в педагогике
- Структура коллектива
- Понятие коллектива в педагогике
- Проблемы развития и формирования детского коллектива
- Методы самовоспитания учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу