Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учет в учебно-воспитательном процессе

Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения характеризуются и общими чертами.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

Л.С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:

  • кризис новорожденности;
  • младенческий возраст (2—12 месяцев);
  • кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);
  • кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);
  • кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (14–18 лет);
  • кризис 17 лет.

Д.Б. Эльконин считал, что «…критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:

  1. От 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления.
  2. От 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление.
  3. С 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций.
  4. С 11–12 лет – стадия развития формального мышления.

Общепринятой является следующая периодизация:

  • преддошкольный возраст (3–5 лет);
  • дошкольный возраст (5–7 лет);
  • младший школьный возраст (7—11 лет);
  • подростковый возраст (11–15 лет);
  • ранняя юность возраст (15–18 лет);
  • студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).

Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей.

Д.Б. Эльконин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:

  • определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;
  • основные или ведущие типы деятельности;
  • основные психические новообразования.

Также Д.Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:

  1. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми.
  2. Предметно-манипулятивную деятельность.
  3. Ролевую игру.
  4. Учебную деятельность.
  5. Интимно-личное общение.
  6. Учебно-профессиональную деятельность.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)