Возможности и ограничения

Что касается проблем первого типа, то они чаще всего порождены заблуждением, что эмпирическое исследование поможет разобраться в тех сложных социальных процессах и явлениях, которые к началу эмпирического исследования представляли лишь социальную, а не научную проблему.

Значительная часть трудностей, которые возникают в процессе эмпирического исследования, начинающегося без предварительного теоретического анализа предмета, порождается тем обстоятельством, что социолог хочет получить ответы на непоставлениые вопросы.

Когда автор, не проведя предварительного теоретического анализа, сразу же приступает к эмпирическому сбору ин-формации, в глубине души он надеется, что опрос респондентов поможет разобраться в механизмах самого явления.

Поступая таким образом (чаще всего даже не осознавая этого), исследователь фактически пытается свою задачу атрибутировать населению. В результате, получив матери-ал, он готов не к анализу результатов эмпирического исследования, а лишь к представлению полученных данных.

При отсутствии предварительного теоретического анализа объекта исследования социолог сталкивается со многими конкретными проблемами практически на всех этапах эмпирического исследования. Избежать их довольно просто — необходимо лишь твердо усвоить, что эмпирическое исследование является не более чем сбором сырого материала, что само по себе (без целенаправлен-ного структурирования и осмысления) крайне редко при-носит новое знание и позволяет разобраться в сути явления.

Эмпирическое исследование в основном предназначено для подтверждения (или опровержения) гипотез исследователя; и прежде чем приступать к планированию эмпирического исследования, социолог должен сформулировать гипотезы, которые он хочет проверить. Чем конкретнее сформулированы гипотезы, тем эффективнее об-щий результат эмпирического исследования.

Основная объективная проблема эмпирического социологического исследования заключается, как правило, в том, что изучаемые социальные явления и процессы определяются понятиями достаточно сложными и абстрактными, сущность которых не может быть непосредственно зафиксирована и измерена одним вопросом анкеты (например, «политическая культура», «межнациональные отношения», «социальная напряженность», «социальная справедливость», «социально-психологическая адаптация», «национальная идентификация» и т.д.).

В то же время у исследователя нередко возникает необходимость подтверждения определенных умозрительных конструктов и выдвину-тых гипотез эмпирическими фактами; социально-политическая практика также предъявляет свои запросы к получению эмпирической информации об особенностях социальной ситуации, тенденциях, закономерностях.

Выход из этой проблемной ситуации эмпирическая социология находит в поиске более конкретных характеристик, которые могут рассматриваться как индикаторы абстрактного понятия, описывающие некоторую его часть, эксплицированную в социальных фактах.

Американский социолог П.Лазарсфельд, внесший, пожалуй, самый весомый вклад в развитие измерительных возможностей эмпирической социологии, отмечал, что явление, которое не может быть непосредственно наблюдаемо, все же оставляет следы, которые, если их правильно интерпретировать, сделают возможным его идентификацию и анализ.

Представление сущности изучаемого явления путем всестороннего его описания более конкретными понятиями, поддающимися эмпирической регистрации, позволяет более или менее достоверно и однозначно зафиксировать его в эмпирическом исследовании, направленном на сбор информации о социальных фактах.

Проблема, стоящая перед исследователем, присту-пающим к эмпирической проверке гипотез, касающихся особенностей изучаемого явления, заключается в том, что, с одной стороны, чем больше характеристик, эксплицирующих сущность предмета исследования, введено в эмпирическое исследование, тем меньше вероятность ошиб¬ки измерения.

С другой стороны, при подготовке инструментария исследователь вынужден ограничивать набор характеристик, эмпирически представляющих изучаемое явление, так как объем инструментария лимитируется организационными возможностями эмпирического исследования и психологическими ресурсами респондентов.

Прежде чем планировать эмпирическое исследование, социолог должен ясно осознавать, что, с одной стороны, это достаточно трудоемкая работа с колоссальной затратой организационных, человеческих и материальных ресурсов, а с другой — полученная информация носит весьма ограниченный характер.

Чтобы в полной мере оценить и сопоставить потребность в желаемой информации с затратами на эмпирическое исследование, необходима предварительная работа, позволяющая произвести такое сопоставление.

Предварительный этап работы, позволяющий определить потребность в эмпирическом исследовании, возможности получения желаемой информации о тех или иных социальных фактах, а также затраты профессиональных, финансовых, материально-технических и организационных ресурсов, называется подготовкой проекта исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)