Восточная цивилизация

Экономические идеи и экономические учения есть обобщение накопленного опыта человечества. По всей видимости, их появление должно совпадать с основными этапами хозяйственно-экономической деятельности человека. Каждый этап, вероятно, нуждался в суммировании и обобщении накопленного опыта. Это способствовало учету техник, технологий и конечного продукта.

Подобного рода способ обобщения экономических знаний мог быть актуален для передачи опыта из поколения в поколение и на этапе генезиса и первоначального развития ранних государств. Разумеется, до настоящего времени сохранились не все памятники экономической мысли.

В настоящее время, основываясь на исторических источниках, принято выделять два центра цивилизации того времени.

Восточная (ближневосточная) цивилизация, (II-I тыс. до н.э.) в которую принято включать:

  • государство Древнего Египта;
  • государства Месопотамии;
  • древнюю Индию;
  • древний Китай.

Основные черты государств Восточной (ближневосточной) цивилизации:

  • особая роль государства как менеджера (распорядителя) экономических ресурсов;
  • отождествления государства с личностью (династией) правителя, наличие мифов о сакральном происхождении власти и династии, подтверждающих связь управителя, народа и территории;
  • особая роль жрецов и чиновников (административного и экономического аппарата) в осуществлении функций хозяйствующих субъектов:
  • особое значение сельского хозяйства, как основы существующей экономической модели;
  • подчинение общины, присвоение результатов труда общинников;
  • централизованный характер управления экономикой;
  • особое значение ирригационных систем (каналов, шадуфов, хранилищ воды и др.);
  • использование рабского труда, развитие долгового рабства;
  • использование принудительного труда свободных общинников, например в храмовом хозяйстве;
  • строительство грандиозных светских и культовых сооружений;
  • большое количество налогов и натуральных повинностей.

Экономическая мысль Древнего Египта известна фрагментарно.

Одним из первых памятников, содержащих нормы права и экономические идеи, является «Палермский камень».

Текст источника был высечен во времена Пятой династии (2400 г. до н. э.) и охватывает период в 6-7 столетий, начиная с так называемой «нулевой» династии (конец 4-го тыс. до н. э.). Это важный источник по экономической, военной и религиозной политике египетских фараонов.

Фрагментарно экономические идеи древнего Египта иллюстрируются в декретах фараона Сети Первого сына Рамзеса Первого (около 1290-1279 годах до н. э. XIX династия) и в текстах фараона Рамзеса Второгосына Сети Первого.

О развитии государства и экономики в Вавилонии повествуют законы царя Эшнунны (ХХ в. до н.э.). В них большое внимание уделяется хозяйственным вопросам. Принципиально важны вопросы рабовладения, определение правового статуса раба.

Из рук раба или рабыни … корчемница не должны принимать серебра, шерсти, кунжутного масла и прочего.

Сыну человека не выделенному и рабу нельзя давать взаймы».

Наиболее значительным памятником экономической мысли древней Вавилонии считаются законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В  поле зрения данного кодекса находится широкий круг вопросов.

Если человек купит … крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он теряет свое серебро.

Поле, сад, и дом редума, баирума или приносящего доход не могут быть отданы за серебро.

Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку должно разбить, а также ой теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.

Надитум, тамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или домом, которые он купил.

Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи».

В оригинале законы царя Хаммурапи не имеют нумерации. Современные исследователи разделили их тематически и пронумеровали.

Например, законы с 42 по 88 регулируют операции с недвижимостью, законы с 89 по 126 регулируют торговые и коммерческие операции.

Пункты с 215 по 282 регулируют операции с движимым имуществом и наем имущества и т.д.

Отдельные элементы экономической проблематики рассматриваются в «Законах Ур-Намму» (2112–2095 гг. до н.э., г. Ур); «Законах Липит-Иштара» (1934–1923 гг. до н.э., г. Исин); «хеттских законах» (XVI–XIII вв. до н.э.); «среднеассирийских законах» (XIV–XI в. до н.э., г. Ашшур) и др.

Экономическая мысль Древней Индии довольно широко представлена в «Ведах». Веды – сборники древнеиндийских текстов, гимнов, молитв и заклинаний, поэме «Махабхарата» и др.

На основе этих источников были разработаны «законы Ману» (I тысячелетие до н.э.). Составление «законов Ману» предписывается Ману («Мыслящему»), предку индоариев. «Манавадхармашастра», («Законы Ману»), – оригинальный памятник древнеиндийской литературы. В нем можно найти указания, касающиеся всех сторон человеческой жизни
(правила и законы рождения и смерти, брака и семьи, рода и племени, сословий (варн), общественного управления) и др.

Интересно
Памятник утверждает, что ради «процветания миров» Брахма создал из своих уст брахмана, из рук – кшатрия, из бедер – вайшью, а из ступней – шудру. После творения он произвел четкую регламентацию обязанностей каждого. Брахманам должны обучать людей «Ведам», кшатрии – охранять общество и государство, вайшия – пасти скот, торговать и заниматься ростовщичеством. Шудры – служат остальным кастами т. д. Смешение каст недопустимо.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшья.

Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением».

Наиболее пространно экономические воззрения древних индоариев представлены в сочинении индийского брахмана Каутильи.

Интересно
В трактате «Артхашастра» («Наука о политике») автор предлагает целый ряд мер, служащих улучшению экономики. Он советует правителю государства: ограничение рабства, разрешение рабу выкупаться на волю,перераспределение земельного фонда, налоговые реформы, введение новых правил сделки «купли-продажи», изъятие излишков зерна в государственный фонд, экономическая колонизация окраин, возведение ирригационных систем, надзор за торговлей, поддержание налогоплательщиков, контроль за ценами и др.

В Древнем Китае одним из наиболее ранних центров формирования государственности стал бассейн реки Хуанхэ. Во II тыс. до н. э. здесь происходил процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования раннеклассовых отношений.

В X-III вв. до н.э. в Китае происходит формирование государственной системы, которая была основана на эксплуатации земледельческого населения при довольно низком уровне развития экономического законодательства. В империи Цинь (III в. до н. э) происходило совершенствование сложившегося экономического строя. Этот процесс сопровождался выработкой управленческих методов и механизмов, создаются древнейшие памятники экономической мысли.

В VI-III вв. до н.э. в Китае сформировались основные течения древнекитайской общественной мысли: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.

Особенно яркими принято считать дискуссии между «легистами» и сторонниками Конфуция (VI-V вв. до н.э.) о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь общества. «Легисты» развивали идеи сильного государства. Их интересовали вопросы пополнения казны.

Так, например, они предлагали оставить частным лицам право на занятие земледелием, а все остальные занятия (ремесло, торговля, ростовщичество, производство железа, соляной промысел и др.) предлагали делегировать государству. Они создали ряд трактатов по основным направлениям дискуссии.

Например, трактат «Хань Фэй-цзы», написанный Хань Фэем и его учениками, представляет собой сочинение, обобщающее взгляды легизма. Здесь содержится выдвинутая Хань Фэем концепция прогрессивного развития общества. Он считал, что главная причина изменений в обществе – это рост населения. «В древности земных плодов и кореньев было много, поскольку людей было мало».

В трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»), отражен смысл спора между легистами и конфуцианцами (81 г. до н.э.) по вопросам налогообложения и огосударствления ремесел и промыслов. «Конфуцианцы», напротив, были против радикальных изменений, предлагая оставить право выбора занятий самим китайцам, без активного вмешательства государство в частную жизнь и жизнь общины.

Интересно
Государство, считали они, не должно вмешиваться в торговлю, пошлины должны быть отменены, а налоги снижены. Конфуций уделял значительное внимание формированию гармонично развитой личности. «Благородный муж знает только долг, – считал Конфуций, а низкий человек знает только выгоду». Он не порицал стремления человека к богатству, однако считал, что его нужно заслужить.

Еще один представитель «кофуцианства» был Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.), или учитель Мэн. Он жил в период «борющихся царств» (V- III вв. до н.э.). Он выступал за экономические преобразования, облегчающие положение народных масс. Автор выдвинул концепцию управляющих и управляемых, критиковал систему налогообложения, при которой взимание податей в неурожайные годы приводило к истощению крестьянского хозяйства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)