Российская экономическая мысль до XIX века

Российская традиция имеет многовековую историю и, без сомнения, является частью общемирового экономического наследия.

Наиболее ранним источником по экономическим отношениям в древней Руси является «Русская Правда». Первые 17 статей которой созданы при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) и получили название  «Правда Ярослава».

Последующие статьи появились в XI-XIII веках («Правда Ярославичей», «Покой Вирный») и др. Источник определял: правила договоров займа, хранения товара, выдачи денег для осуществления торговых операций, порядок организации и оплаты труда на общественных работах, мостов. Особо оговаривался сбор вир (штрафов) в пользу чиновников, порядок разрешения споров и др.

Более поздний «Устав Владимира Мономаха», появившийся после восстания 1113 года. «Устав о резах» ограничивал размер взимаемых процентов с денег, предоставленных в ссуду (20, 40 и 50%). В рамках «княжого права» широко известны уставы и других князей.

Первыми авторскими сочинениями экономической направленности, принято считать:

  • произведения Ивана Семеновича Пересветова (XVI в.);
  • «Правительницу» протопопа Московской дворцовой церкви Ермолая Еразма (сер. XVI в.).

Особое место в этом перечне занимает «Домострой», автор протопоп Сильвестр. Ряд экономических идей было высказано в «житиях» святых Русской Православной церкви.

Меркантилизм (в значении экономической теории и экономической политики государства) появляется в России в XYII-XYIII веках. Одним из видных представителей российского меркантилизма был Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин (1606-1681 гг.). Автор пытался стимулировать развитие российской торговли, преодолеть иностранную зависимость, организовать приток в страну «денежных» металлов. Он выступал в защиту интересов российского купечества (создание торговых компаний и союзов), призывал русских купцов синхронизировать торговую политику, цены, не брать ссуды у иностранцев и т.д. Под его руководством был принят «Новоторговый устав» 1667 г.

«Иностранцам запрещалось торговать друг с другом (только с русскими купцами). Импорт отдельных товаров (вина, леденцов, сахара, предметов роскоши) был существенно снижен. Иностранные товары облагались высокими пошлинами: 6%-ной пошлиной с продажной цены, проезжей пошлиной в размере 10 руб. Пошлина на продажу иностранных предметов роскоши, вина, бархата устанавливалась в повышенном размере – 15%. Иностранные купцы обязаны были вносить эти суммы в казну чистым золотом и серебром» и т.д.

Собственная точка зрения на целый ряд проблем присутствовала у российских старообрядцев.

Структурное оформление ее теоретической части занимает значительный хронологический период и состоит из следующих частей:

  1. Вторая половина XVII столетия.
  2. XVIII век.

На первом этапе (60-90 гг. XVII в.) Российские старообрядческие организации претерпевают весьма болезненную эволюцию, вызванную поражением в религиозно-идеологическом и политическом конфликте.

Второй этап (XVIII в.) один из основополагающих этапов в формировании экономической доминанты движения. Эпоха Петровских преобразований не только «вызвала к жизни» ранее не востребованную энергию старообрядческого предпринимательства, но и буквально заставила старообрядцев активно включиться в экономическую и хозяйственную жизнь государства. Немалую роль здесь сыграло обложение старообрядцев двойной податью, а, следовательно, необходимость эту подать заработать.

В этом отношении выплата двойной подати стала гарантией исповедания старого благочестия, другими словами определенным компромиссом старообрядческого мира и государственных властей.

Фактически происходит процесс «обмирщения» старообрядчества.Земной труд становится гарантией «спасения души». Не случайно в сочинениях идеологов старообрядчества XVIII века появляются термины: «трудник», «великий трудник и радетель», а сам труд назван «благим и богоугодным».

Меняется отношение к преуспевающим старообрядцам со стороны официальных властей. Наличие старообрядческого элемента в структуре высшего промышленного и финансового менеджмента этой эпохи очевидно.

В XVIII веке в старообрядчестве происходит своеобразная реабилитация торговли, получившей почетное прозвище «богоугодного дела» и «доброго прикупа». С аналогичными концепциями выступают признанные идеологи старообрядчества, например, Данила Викулов и Андрей Денисов (руководители Выговской общины). Их можно, по праву считать основателями своеобразного старообрядческого учения об эффективном руководстве персоналом и старообрядческом «менеджменте».

Одним из старообрядческих авторов создавшим собственную версию экономической модели был инок (монах) Корнилий (основатель «Выговского монастыря»).

Корнилий – авторитетный лидер старообрядцев, которого принято именовать «Мафусаил» старообрядчества, умер в 1695 г. возрасте 113 или 120 лет. Дата и место его рождения – не известны.

Жизненный путь инока Корнилия известен благодаря его житию, экземпляр, которого хранится в Российской государственной библиотеке. В основе жития Корнилия лежат воспоминания самого инока, записанные келейником старцем Пахомием. Инок Корнилий прожил долгую жизнь и был свидетелем и участником многих событий российской истории. Перед принятием монашества (предположительно в возрасте 18 лет) он познакомился со знаменитым иноком Капитоном, одним из лидеров яркого и противоречивого движения раннего старообрядчества.

Эта встреча оказала большое влияние на будущего инока и, во многом сформировала его яркое личностное отношение к целому ряду экономических вопросов, которые вошли составной частью в его житие и получили название «учение инока Корнилия».

История становления старообрядческой экономической модели занимает длительный период времени и насчитывает несколько этапов. Наследие инока Корнилия целесообразно отнести к раннему периоду формирования старообрядческой (экономической) составляющей.

Интересно
Представление инока Корнилия о канонических порядках, на которых должна основываться экономическая деятельность старообрядческой общины, складывается под прямым воздействием идей общежитийного монастырского устава Русской православной церкви. Известно, что Корнилий «пребысть же у отца Капитона месяца з два… и виде, како подвизаются с добрым пастырем добропослушная чада. И сам Капитон обложен бысть тяжкими веригами железными, постом и поклонами томя себе. От братии же и инии же чрез день хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся и, мало уснувше, паки Псалтырь и каноны пояху».

Жизнь в общине старца Капитона, несмотря на строгость, соответствовала аналогичным практикам ряда российских монастырей. Аналогичные взгляды высказывали «отцы» православного монашества преподобный Сергий Радонежский и преподобный Нил Сорский. Поэтому, инок Капитон в начале своего монашеского служения пытается следовать традициям авторитетных деятелей Русской православной церкви. Элемент духовного ученичества в общинах Капитона начала
XVII века можно доказать, используя метод предметного текстового анализа.

Используя метод параллельного исследования текстов житий, восстановим (насколько это возможно) элементы экономических практик Святых Сергия Радонежского и Нила Сорского, и инока Капитона:

  1. Уход из мира в «темные леса». Так, Святой Сергий Радонежский использовал этот элемент при основании монастыря во имя Пресвятой Троицы. Святой Нил Сорский в 70-80-х годах ХV века выбрал безлюдное место на реке Сора. Инок Капитон действует аналогично при основании Ветлужской пустыни.
  2. Получение (добыча) пищи только своим трудом. Так, Святой Сергий Радонежский использовал этот элемент в обители (работал на огороде, копал колодцы) и т.д. Святой Нил Сорский учил, что основа нормы монахов – рукоделие. Инок Капитон проповедовал своими руками пищу приобретать.

Таким образом, идеальная экономическая модель «самообеспечения» в рамках которой, идентифицированы первые старообрядческие общины, копировала идеальные образцы, предложенные различными деятелямироссийского монашества.

Этой модели инок Корнилий пытался следовать на протяжении всего жизненного пути. Разумеется, экономические воззрения инока Корнилия имеют узко предметный, предельно краткий (ситуативный) характер. Его идеи сложно сопоставлять с идеями современных ему западноевропейских экономистов.

Кроме того, необходимо принимать вовнимание следующие обстоятельства:

  1. Взгляды инока Корнилия сохранились в рамках особой старообрядческой традиции. Основой данной традиции является безоговорочное следование каноническим образцам. Следовательно, вопрос о редактировании и адаптации всего текста житийного памятника даже не выносится к полемике.
  2. Для второй полвины XVI-XVII вв., как главный коммуникационный мотив характерен так называемый «табуированный» текст с ярко выраженной религиозной составляющей и формой подачи.

Следовательно, с определенной светской доминантой, экономические взгляды инока Корнилия могут быть позиционированы следующим образом:

  • инок Корнилий уважительно относится к существующему праву собственности. Его религиозный протест носит личностный характер в рамках существующего, на тот момент, правового поля. В своих странствиях он везде ищет «пустынного места». «И дойде Олонецкаго уезда, и прииде в Пудожскую волость, ища пустыннаго места. И нецыи христолюбцы обещашася ему хлеб приносити, за себя же Бога молити». «Пустынность» у Корнилия, это не поиск места религиозного экстаза и бегство от людей, а констатация отсутствия частного владения.
  • на занятом земельном участке инок Корнилий избегает строительства капитальных построек. Капитальность (даже относительная) могла бы свидетельствовать о попытке самозахвата частного владения. «Сотвори же себе келию близ Водлы-реки; с трех сторон каменны стены самородны, на 4 страны – дверь и окно».
  • постоянный труд по добывании пищи можно рассматривать не только с точки зрения явных прямых параллелей со Священным Писанием и монастырской традицией, но и как признание принципа производительного труда, связанного с землей (ее недрами, продуктами и активами). «До глубокия старости трудитися люби лес сечаше на всяку потребу. Глаголаше противу: «писано есть: праздный да не яст и проклят тунеядец».
  • любопытно, что, будучи лицом духовного звания (монахом), о чем неоднократно повествуют источники, Корнилий явно проводит идентификацию себя с крестьянином (работником).

В своих действиях он апеллирует к современным ему законам Российского государства. Например, о переходе крестьян от одного владельца к другому (ограничение с последующим запрещением перехода крестьян в «Юрьев День»). «И жив в той келии три лета».

Аналогичные представления были представлены иноком Корнилием при устроении Выгорецкого общежития. Более того, судя по тексту жития Корнилия, взгляды инока во многом копировали экономическую модель, которою он впервые увидел в келиях старца Капитона.

В свою очередь Капитон был известен в качестве защитника крестьян, сторонника свободного крестьянского труда,  противника закрепощения.

Таким образом, старейший из вождей «Выговского общежительства» инок Корнилий являлся сторонником собственной экономической модели (точки зрения) устройства старообрядческих общин.

С данной моделью он познакомился, проживая в общине инока Капитона, который, в свою очередь заимствовал ее у преподобных Сергия Радонежского и Нила Сорского. Она базировалась на теории самодостаточности старообрядческого общества, которая, в свою очередь, являясь основанием для изоляции от остального мира общин «избранных».

Экономическая составляющая учения инока Корнилия не учитывала развитие товарно-денежных отношений в Российском государстве, и, подобно аналогичному экономическому компоненту учения протопопа Аввакума, соответствовала экономическим реалиям «уходящего» XVII века.

В тоже время, учение старца Корнилия, безусловно, оказало значительное влияние на развитие старообрядчества, но новые лидеры «Выговского общежительства» избрали иной путь экономического развития старообрядческих общин.

Еще одним автором «меркантилизма» был Иван Тихонович Посошков (1652-1726 гг.). Сочинение: «Книга о скудости и богатстве». Автор предложил Петру I экономическую программу обновления страны.

В 1752 году книгу И.Т. Посошкова обнаружил М.В. Ломоносов. Он планировал написать большой трактат социально-экономического содержания. Экономические взгляды И. Посошкова заинтересовали его и повлияли на его мировоззрение.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1769 гг.). Автор ряда экономических сочинений. Его сочинения посвящены проблемам
экономической и политической независимости России. М.В. Ломоносов симпатизировал меркантилизму, полностью разделял идеи активного торгового баланса.

Интересно
Петр Иванович Рычков (1712-1777 гг.) составил развернутый очерк по истории коммерции в России. Автор сформулировал рекомендации по развитию купеческого дела (изучению рынков, ведению бухгалтерии), рациональному размещению производства и сбыта.

Схожие идеи развивал Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1793 гг.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)