Воспитание в первобытном обществе

Известный французский философ, этнограф и психолог Люсьен Леви-Брюль даёт следующее определение понятию «первобытное».

«Выражение «первобытное» – чисто условный термин, который не следует понимать в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т.д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, последние ещё не знали металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века.

Таким образом, европейцы столкнулись с людьми, которые казались скорее современниками наших предков неолитической или даже палеолитической эпохи, нежели нашими современниками. Отсюда и взялось название «первобытные народы», которое им было дано.

Эта «первобытность», однако, весьма относительна. Если принять в расчет древность жизни человека на земле, то люди каменного века отнюдь не более первобытны, чем мы. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы продолжаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, оно удобно и его трудно заменить.

Этим термином, однако, мы обозначаем просто то, что немцы называют «естественные народы» (ЫайтюНсег)1.

Слово «воспитание» имеет три значения:

  • в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй, школой;
  • в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественноисторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание как теоретически обоснованная система идей и приемов – это более позднее явление, исторической предпосылкой которого послужило достаточно высокое развитие культуры. В культурном обществе воспитание – процесс сознательный,  ибо он преследует определенные цели и с учетом исторической обстановки делает акценты на те или иные задачи, которые ставятся перед ним.

В первобытном же обществе, особенно на заре его жизни, нет и не может быть сознательной планомерности в воспитании, этот процесс носит стихийный характер, близкий к аналогичному процессу у животных и птиц. Ведь и они своих детенышей и
птенцов готовят к самостоятельной жизни. Здесь главную роль играло и играет подражание.

Как писал в свое время Петр Алексеевич Кропоткин, всемирно известный ученый и один из выдающихся теоретиков русского анархизма, «первобытный человек должен был приучаться отождествлять свое «я» с общественным «мы» и вырабатывал, таким образом, первоначальные основы нравственности. Он привыкал думать о своем роде, как о чем-то, чего он составлял только часть, и вовсе не главную часть, так как он видел, как ничтожен был бы каждый перед лицом грозной, суровой природы, если бы перестал быть частью рода. Он привыкал вследствие этого ограничивать свою волю волей других…

Действительно, мы знаем, что самые первобытные люди ледникового и раннего послеледникового, то есть озерного, периода уже жили обществами – в пещерах, в трещинах скал или под нависшими скалами и что они сообща охотились и ловили рыбу своими первобытными орудиями, а сожительство и сотрудничество уже предполагает выработку некоторых правил общественной нравственности.

Такое «воспитание» первобытного человека продолжалось десятки тысяч лет, и, таким образом, продолжал вырабатываться инстинкт общительности, и он становился с течением времени сильнее всякого себялюбивого рассуждения. Человек привыкал мыслить о своем «я» не иначе как через представление о своей группе».

«… Первобытный человек, живший изо дня в день, лишенный чувства временной перспективы, обладавший лишь самыми элементарными переживаниями, мог только инстинктивно передавать своим детенышам те немногие, вероятно, приемы и навыки, которые он частью наследовал от предков, частью вновь вырабатывал в процессе тяжелой борьбы за существование, какую ему приходилось вести. Можно думать, что целые тысячелетия воспитание не выходило из такого положения, причем известное разнообразие вносили в его содержание те различия, которые существовали между формами хозяйствования отдельных первобытных обществ; так, в охотничьих группах воспитание должно было сосредоточиться около усвоения детьми охотничьих навыков, в группах оседлых, переходивших к земледелию, воспитание тоже соответственно должно было изменять свой характер. Наряду с усвоением детьми практических знаний, которые им передавала окружающая их среда, шло, разумеется, и приобщение их к примитивному мировоззрению взрослых, то есть к религиозным верованиям первобытного человека, сперва к вере в души предков, затем, в результате длительной эволюции, к обожествлению природы и к более сложным формам политеизма, а у некоторых народов и монотеизма».

Интересно
К примеру, ученые считают, что анимизм (от лат апіше, апітиз – душа, дух) возник в первобытном обществе в период формирования родового строя (а он формировался от 100 до 40 тысяч лет назад), после возникновения магии и фетишизма.

Известный исследователь первобытной культуры Э.Б.Тайлор считал, что первый ряд анимистических верований возник в
ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезни, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем – о существовании души после смерти тела, о переселении души в новые тела, о загробном мире и т.д.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монизм.

К примеру, первобытные люди рассматривают свои имена как нечто конкретное, реально и часто священное. Так, «индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде глаз и зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его имени он также будет страдать, как от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела».

Все это составляло основу воспитания и передавалось из поколения в поколение.

Первобытная эпоха состояла из племен. Первоначально они имели свое имя (самоназвания), территорию, язык (или диалект), культурно-бытовые особенности, но не имели единых органов власти. Но на сравнительно более поздней стадии развития племена становятся одновременно и организациями управления, превращаются в этносоциальные организмы. До настоящего времени сохранялись как племена-этникосы, так и племена-этносоциалъные организмы.

Историко-энографический справочник «Народы мира» дает следующие примеры этникосов и этносоциальных организмов:

«Этникосами являются племена австралийских аборигенов, представляющие собой совокупность экзогамных1 родов или других групп, связанных сознанием общего происхождения, культурно-языковой близостью, и племена бушменов, которых объединяет лишь общий язык. Ни австралийские аборигены, ни бушмены не имеют общеплеменной организации. Примером племен, образующих этносоциальные организмы, могут служить племена готтентотов, которые помимо единого языка и общих черт культуры обладают и общими органами управления. В эпоху первобытности достаточно широко были распространены межплеменные образования (соплеменности, или семьи племен), которые не имели каких-либо общих органов власти, достаточно четко выраженного межплеменного самосознания и представляли собой не этнические подразделения основного звена, а метаэтнолингвистические общности. В эпоху разложения первобытного общества они послужили базой для сложения союзов племен, имевших общие органы власти. Но союз племен, сближая племена между собой, не приводил к их слиянию. Отдельные племена продолжали сохранять свои диалекты, специфические черты материальной и духовной культуры, особенности этнического самосознания. Более того, в союз нередко вступали соседние племена, далекие в языково-культурном отношении от основной его части. Союзы племен в эпоху разложения первобытного общества были широко распространенным явлением: в Северной Америке – Конфедерация криков, в Африке – союз племен зулу и т.д.».

Как считают специалисты по древним культурам, моральное воспитание возникло уже на более поздних стадиях развития первобытного человека, а содержание его диктовалось! в соответствии с требованиями и потребностями той или иной общественной организации. Появляется такое понятие, как «табу», немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт считал табу самым древним неписанным моральным кодексом человечества.

Табу были: священными (неупорядоченный контакт между священным и повседневным: запрет прикасаться к вождю, наносить какие-либо физические действия освященному животному, а тем более его убийство); табу инцеста (от лат. іпсезішп – то же, что кровосмешение), выражающееся в экзогамии, – запрет браков в пределах одной родственной группы; табу на нечистое (есть трупное мясо, менструальная кровь и др.)

Огромное значение в жизни первобытного общества имели ритуалы. «Ритуал, – пишет известный английский этнограф, социолог и фольклорист Виктор Тэрнер, – это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова, объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы и существа в интересах и целях исполнителей».

В работе «Символы в африканском ритуале» Тэрнер провел классификацию этого исторического феномена.

Для нас интерес представляют так называемые «ритуалы по случаю», которые автор разделил на два вида:

  • на церемонии жизненных переломов, исполняемые при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и т.п., то есть для обозначения перехода от одной фазы индивидуального жизненного цикла к другой (именно о них мы будем  говорить в дальнейшем);
  • ритуалы бедствия, которые исполняются для умиротворения либо изгнания сверхъестественных существ или сил, навлекающих, по поверьям, на то или иное сообщество болезни, неудачи, серьезные телесные повреждения и т.п.

Правила жизни, следовательно, и требования к «воспитанию» у разных диких племен были, по всей видимости, разлнан. Племен, сохранивших быт того времени, естественно, уже нет. Но больше всего его сохранили дикари Крайнего Севера – алеуты, чукчи, эскимосы, до сих пор живущие в тех же физических условиях, а также некоторые племена крайнего юга, то есть Патагонии и Новой Гвинеи, и маленькие остатки племен, уцелевших в некоторых горных странах, особенно в Гималаях.

Русский этнограф и крупный религиозный деятель И.Е.Веньяминов (Вениаминов), который изучал алеутов и индейцев Северо-Западной Америки, писал, что в воспитании всех поколений алеутов большое значение имело чувство стыда: стыдно бояться неизбежной смерти, стыдно просить пощады у врага; стыдно быть уличенным в воровстве; то же опрокинуться со своей лодкой в гавани; стыдно бояться выйти в море во время бури; первому ослабнуть в долгом путешествии и выказать жадность при дележе добычи (в таком случае все остальные дают жадному свою долю, чтобы его пристыдить); стыдно разболтать тайну своего рода жене; стыдно, если вышли на охоту вдвоем, не предлагать лучшую добычу товарищу; стыдно хвастаться своими поступками, тем более вымышленными, и называть другого презрительными словами. Стыдно, наконец, выпрашивать милостыню; ласкать жену в присутствии посторонних или танцевать с нею, а также лично торговаться с покупателем, так как цену за предлагаемое добро должно назначить третье лицо. Для женщины стыдно не уметь шить и танцевать и вообще не уметь делать того, что лежит на обязанности женщин; стыдно ласкать мужа и даже разговаривать с ним в присутствии посторонних.

Кроме того, существует целый ряд поступков, настолько обязательных, что за неисполнение их на человека обрушивается
презрение всего племени, и он рискует стать «изгоем», то есть быть изгнанным из своего рода. И об этом каждый член рода знает с малых лет.

«В родовом быте, – пишет П.А.Кропоткин, – человек научился сперва основному правилу всякой общественности: не делать другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе, и сдерживать разными мерами тех, которые не хотели подчиняться этому правилу. А затем в нем развилась способность отождествлять свою личную жизнь с жизнью своего рода. При изучении первобытных людей, начиная с тех, кто еще сохранил быт ледникового и раннего послеледникового (озерного) периода, вплоть до тех, у кого мы находим позднейшее развитие родового строя, нас больше всего поражает именно эта черта: отождествление человека со своим родом. Она проходит через всю историю раннего развития человечества, и сохранилась она наиболее у тех, у кого удержались первобытные формы родового быта и наиболее первобытные приспособления для борьбы с мачехой-природой, то есть у эскимосов, алеутов, жителей Огненной Земли и некоторых горных племен. И чем больше мы изучаем первобытного человека, тем больше мы убеждаемся, что даже в своих незначительных поступках он отождествлял и теперь отождествляет свою жизнь с жизнью своего рода».

Ореолом особой святости окружали рождение ребенка. Особые предписания (кувады) касаются отца, ибо «единосущность»
отца и ребенка чувствуются более живо, чем связь между ребенком и матерью. При несоблюдении предписаний в случае смерти ребенка повинен отец, так как любое недомогание отца влияет на ребенка в силу существующей между ними связи и симпатии.

На мать также накладываются определенные запреты. Так, в Новой Гвинее мать до того момента, как ребенок начал ходить и говорить, обязана соблюдать определенную диету с самого начала беременности. После родов она не должна больше курить табак, ибо ребенок от этого почернел бы внутри и умер и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)