Влияние различных условий на мышечную работу

Заслуживает внимания также влияние различных внешних условий на мышечную работу, как, например, влияние атмосферного давления, погоды, большего или меньшего количества света, различной температуры и проч. Сюда относятся исследования Lehmann’a и Pederson’a, Zoaew’a, Fere, Patrici и др.

Влияние чая на мышечную работу изучалось КгаереПпом и Носпе’ом, кофе и чая — Fere, курения табака — W. Lombard’oM, Feret Наг1еуом и введения сахара в организм — Найеу’ом, алкоголя — Н. Frey’eM, Fere, Dastre и Rossi. Далее, изучалось влияние некоторых лечебных мероприятий (электричества, массажа, ванн и проч.); но нас не могут занимать здесь результаты всех этих исследований.

Мы упомянем здесь лишь об исследованиях, относящихся к влиянию умственной работы на мышечную. R. Keller, исследуя вопрос о влиянии умственной работы на мышечную, производил свои наблюдения над школьниками, которых он заставлял первоначально выполнять на эргографе мышечную работу до полного утомления.

Затем они должны были читать возможно быстро ряд слов, после чего снова производилась мышечная работа до полного утомления, В результате оказалось, что умственная работа отражалась даже благоприятно, но это лишь вначале; со временем же мышечная работа падала, причем падение мышечной работы держалось довольно долго и даже мышечная работа не восстановлялась вполне я после часового отдыха. Непрерывная умственная работа в этом отношении производит еще большее влияние, нежели работа с перерывами.

Исследования Bolton’a, произведенные с эргографом Моссо—К рэпе л и на, состояли в том что один день снимались кривые мышечной работы, в другой день производилось то же самое, но во время умственной работы, состоявшей в устном сложении, что продолжалось от i до 2 ч, в результате оказалось, что умственная работа повышала мышечную работу, откуда очевидно, что по мышечной кривой нельзя мерить умственное утомление. Это заключение стоит в согласии с опытами Озерецковского, из которых также вытекает, что после продолжительных и утомительных заучиваний слов получается повышение мышечной работы.

О развитии личных движений. На каком уровне животного царства имеются процессы, соответствующие поступку людей, еще не решено окончательно. Предполагают? что нечто подобное имеется уже у иглокожих. Личная реакция в более простых проявлениях, например в виде движений или их задержки, наблюдается, несомненно, еще у беспозвоночных животных; но чем выше мы поднимаемся по лестнице животного мира, тем большее значение получает личная реакция в отправлениях организма. При этом есть основание полагать» что в филогенетическом смысле личная реакция развилась из инстинктивной.

Само развитие могло быть только постепенным вместе с большим накоплением в центрах следов от внутренних раздражений и возбуждаемых ими рефлексов ц вместе с развитием процессов задержки в деятельности нервных центров.

Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице личная сфера все более и более расширяется, причем у животных ведущих социальную жизнь, начинает в известной мере выдвигаться и личная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к другим представителям данного сообщества или всего вида.

Но, без сомнения, наибольшего развития социальная сфера личности достигает у человека, ведущего столь сложную социальную жизнь, как ни одно из животных.
Что касается онтогенетического развития личной сферы, то оно также происходит очень рано; при этом первые целесообразные движения ребенка, выполняемые под руководством его личной сферы, происходят лишь мало-помалу с образованием индивидуального опыта.

Первоначально все движения младенца носят частью рефлекторный, частью инстинктивный характер. Лишь мало-помалу под контролем мы-шечно-кожных раздражений и зрения происходит дифференцировка движений, движения же, направленные к приему пищи, будучи инстинктивными, уже с самого начала выполняются не только под контролем; осязательно-мышечных и зрительных раздражений, но и под контролем обонятельных и вкусовых раздражений.
Так, например, ребенок, производя рефлекторные движения руками, натыкается на колющее орудие, вследствие чего происходит рефлекс отдергивания ручки.

После того как это повторится неоднократно благодаря развитию сочетательного рефлекса, уже один вид колющего орудия будет приводить к отдергиванию руки. То же самое происходит и при хватательных движениях; первоначально они происходят рефлекторно, со временем же с дифференцировкой движений и с развитием сочетательных рефлексов ребенок производит личное движение в направлении к тому или другому предмету, пока не достигнет цели.

Но это достижение цели изменяет уже существенным образом кожно-мышечные, а равно и зри-тельные впечатления, так как вместе с тем испытывается новое мышечно-осязательное раздражение от удерживаемого предмета и к прежнему зрительному впечатлению от внешнего объекта присоединяется еще впечатление от удерживающей его руки. Этим путем постепенно и достигается опыт в захватывании предметов.

Точно таким же образом развиваются сочетательные реакции в форме личных движений и в других случаях. Допустим, что ребенок при массе рефлекторных движений захватывает поднесенную к нему игрушку. В per зультате вместе со зрительными впечатлениями получаются новые мы-шечно-суставные впечатления и новые же кожные впечатления от захватываемого предмета.

При повторении такого рода рефлекторных движений, в конце концов, упрочивается связь между зрительными впечатлениями и следами от соответствующих мышечно-суставных и кожных впечатлений, благодаря чему впоследствии при виде той же игрушки ребенок уже сам, без участия рефлекса, благодаря оживлению соответствующих мышечно-суставных следов, протягивает к игрушке свою руку с целью ее захватить,

В другом случае младенец, производя рефлекторные движения своей рукой, вызванные органическими раздражениями, обжигает руку о горячий предмет. Это новое раздражение вызывает обыкновенный оборонительный рефлекс, выражающийся отдергивающим движением руки и поворотом головы к предмету кожного теплового раздражения.

Благодаря этому возникает неизбежное сочетание этого теплового кож– ного раздражения, вызвавшего оборонительный рефлекс, со зрительным впечатлением от данного раздражения, оставляющим известный след в нервных центрах. Теперь возобновление самого зрительного впечатления от данного предмета вызывает оживление следа от мышечно-суставных раздражений и будет возбуждать неизбежным образом тот же оборонительный рефлекс в виде отдергивания руки, если последняя случайно оказалась бы вблизи горячего предмета.

С другой стороны, так как движение руки в направлении к игрушке, вызывая мышечно-суставные впечатления, в то же время неизбежно при указанных условиях сочетается с органическими впечатлениями от стенической внутренней реакции, а отдергивание руки сопутствуется мышечно-суставными раздражениями, сочетающимися с органическими впечатлениями от астенической реакции, вызванной обжигающим кожным раздражением, то впоследствии уже достаточно одного оживления стен и-ческой реакции, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных следов от захватывающего движения рукой, приводящего к осуществлению наступательного движения в виде захватывания предмета.

Последнее, таким образом, возникает под влиянием импульсов, вызванных следами от органических впечатлений стенического характера, иначе говоря, личными импульсами,
В другом случае одного появления астенической реакции уже достаточно, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных впечатлений, связанных с отдергиванием руки, благодаря чему это движение оборонительного характера, естественно, возникает уже как сочетательный рефлекс, обусловленный импульсами личного характера.

Из вышеизложенного очевидно, что движения, которые мы называем личными и которые в субъективной психологии именуются волевыми развиваются из обыкновенных рефлексов путем репродуктивно-сочетательной деятельности наподобие всех других сочетательных рефлексов. Отсюда понятно, что личные движения развиваются мало-помалу на почве рефлекторных реакций, являясь как бы их подражанием. Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с подражания обыкновенным рефлекторным или инстинктивным движениям.

Хватательное движение руки, направленное на любой предмет, является подражанием первичному захватывающему рефлексу; устранение рукой неблагоприятно действующего раздражения является подражанием оборонительному рефлексу.
Возьмем затем топанье ногами при недовольстве.

Это движение подражает рефлекторным движениям ног, которые у младенцев при возбужденном их состоянии могут быть обнаружены еще задолго до ходьбы, особенно если их поставить на ножки, поддерживая за туловище. Равным образом и другие жесты, как мы видели, являются подражанием рефлекторным движениям.

Подобно тому как развиваются личные движения в младенческом возрасте, дело обстоит и с развитием личных движений у взрослого человека при заучивании какого-либо сложного движения. Так, например, при разыгрывании какой-либо музыкальной пьесы первоначально всякое движение выполняется под постоянным контролем кож но-мышечных и зрительных впечатлений, пока оно не достигнет значительной степени совершенства как результат последовательного оживления сочетательных двигательных рефлексов.

Таким образом, личные реакции не только в младенческом возрасте но и у взрослых развиваются на почве рефлекторных и уже развившихся сочетательно-рефлекторных реакций, служа как бы их воспроизведением.

Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с воспроизведения или подражания, а это последнее, в конце концов, ведет свое начало в подражании обыкновенным или наследственным рефлекторным движениям. Само собою разумеется, что с возрастом личные реакции, постепенно развиваясь и совершенствуясь, приобретают преобладающее значение в жизни человека и даже в значительной мере подчиняют себе рефлекторные движения.

Что касается личной реакции социального характера, имеющей в основе социальные мотивы, то она наблюдается главным образом у животных, ведущих социальную жизнь.
Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице личная сфера все более и более развивается, причем у позвоночных, живущих социальной жизнью, начинает в известной мере выдвигаться и личная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к другим представителям данного сообщества или даже ближе всего вида. Но без сомнения, наибольшего развития социальная сфера личности достигает у человека, ведущего столь сложную социальную жизнь, как ни одно из животных.

Само собой разумеется, что развитие личных реакций с социальным характером у человека происходит в более позднем возрасте и стоит в прямой зависимости от условий воспитания в сообществе с другими лицами. Поэтому у тех детей, которые воспитываются в одиночку, социальная сфера личности всегда более или менее значительно запаздывает в своем развитии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)