Методы исследования сосредоточения

Одним из употребительных методов исследования степени сосредоточения является корректурный метод, введенный впервые Binet и состоящий в зачеркивании определенных букв в тексте, расположенном, как и всякий печатный текст, в строки. Метод этот отчасти с некоторыми изменениями был применен затем Binet и Henri, Scharp’oM, Vaschide’oM и нашей лаборатории — Владимирским, Владычко, Ильиным а и многими другими.

Ценность его заключается в его относительной простоте и общедоступности. Количество зачеркнутых букв или значков Vaschide служит в нем указанием на количество работы, а большее ила меньшее число сделанных пропусков будет определять качественную сторону этой работы.

Для опытов можно воспользоваться или таблицей Vase hide, состоящей из ряда значков, или, как пользовались у нас специальной таблицей, составленной из ряда латинских букв, для чего достаточно выбрать около 8—10 букв, нерезко выделяющихся друг от друга какими-либо особенностями и не выходящих за строку своими частями, и распределить их а неправильном порядке построчно на одну страницу.

Эти таблицы, выработанные у нас окончательно д-ром Анфимовым, между прочим, дают возможность относительно легкой проверки правильности произведен ной работы с помощью трафареток с отверстиями, соответствующим а положению назначенных к зачеркиванию значков или букв. Эти заранее приготовленные трафаретки накладываются на таблицы и тотчас же показывают сделанные в таблице пропуски (М. Мал яре в-екпн). Наконец, если нет специально приготовленной таблицы, то можно воспользоваться любым текстом, требуя лишь, чтобы известная буква из текста вычеркивалась.

В общем процент ошибок для буквенных таблиц у взрослых мужчин, как показали проведенные у нас исследования, не превышает 0,002— 0,005%, пропусков — колеблется от 0,46 до 0,73% у женщин процент ошибок достигает 0,06%t а пропусков — от 0,51 до 0,94%. Для значковых же таблиц у мужчин процент не превышает 0,007, у женщин — 0,002, у мужчин он колеблется от 0,94 до 6,37%, у женщин же — от 5,51 до 7,60%.

Для исследования сосредоточения можно пользоваться также текстом, состоящим из отдельных слов в которых намеренно проставлены описки и опечатки, состоящие в замене одних букв другими, испытуемому же предлагается, читая текст, зачеркивать все встречающиеся в тексте описки или опечатки. Очень подходящим методом для исследования сосредоточения, кроме упомянутых таблиц, для зачеркивания может служить также метод Ebbing-haus’a со вставкой слов, не достающих в тексте какого-либо рассказа,

Этот метод уступает предыдущим методам в чистоте, но зато он более поддерживает внимание, так как сама работа представляет больший интерес, нежели в предыдущих случаях. Некоторые для исследования сосредоточения пользуются вставлением точек в центр клеточек неравномерно разграфленной бумаги, но этот метод имеет более крупные недостатки по сравнению с предыдущими, не давая в то же время никаких преимуществ.

Специально произведенные у нас опыты (д-р Ильин) с двумя первыми методами показывают, что нормальные лица делают пропуски в количестве 4—7 на тысячу просмотренных букв или значков, в среднем же можно считать 5 pro miUe. При этом количестве произведенной работы на каждый опыт, длящийся 5 мин, колеблется от 757 до 1105, в среднем ж& — около 1000 (996) просмотренных букв и значков, причем ошибочные отметки составляют в общем 6,2% количества пропущенных букв и значков.

Затем сделанные у нас сравнительные исследования (д-р Анфнмов) показали, что с буквенными таблицами здоровые и больные исполняют работу в большем количестве и с большей точностью, нежели с значковыми таблицами Vaschide’a; нормальные лица мужского пола в среднем за 10 мин просматривают от 3508 до 4550 букв и отмечают от 582,5 до 756 назначенных букв значков же вв. то же время просматривают от 2063 до 2797, отмечая всего от 242 до 364 значков.

Женщины за то же время просматривают в среднем от 3793 до 4451 буквы, отмечая от 628 до 732 назначенных букв, значков же просматривают от 2511 до 3284, отмечая от 330 до 416 значков. Для усложнения работы с буквенными и значковыми таблицами в случае необходимости можно предложить испытуемым зачеркнуть не одну букву и не один значок, а, например, две буквы и два значка.

При этом оказывается, что вместе с трудностью работы уменьшается ее количество и ухудшается ее качество. Так, при исследовании с буквенными таблицами при зачеркивании двух букв количество работы у нормальных лиц уменьшилось в среднем на 40,4%, качество же работы ухудшилось на 4; при исследовании с таблицами Vaschiede’a количество работы.

Заслуживает внимания, что сосредоточение во время работы у нормальных лиц приобретает известный навык, благодаря чему при ежедневном производстве работы возрастает в общем как количество, так и качество произведенной работы.

Если мы возьмем относительно простую работу например зачеркивание букв, и рассмотрим результаты ее последовательно по минутам, то в течение следующих 5 мин для нормальных лиц общее число просмотренных букв будет достигать 321—296—276—281—285, а общее число «росиотренных значков Vaschide’a будет 191 —174—174 — 18—182 (д-р Ильин),

Отсюда очевидно, что нормальными людьми большею частью в 1-ю минуту работа выполняется с несколько большею скоростью, нежели в последующие 2-ю и 3-ю мин, после чего работа снова ускоряется; в третьем же случае работа прогрессивно нарастает; что же касается качества работы, то в течение каждой из 5 мин последовательно нормальными лицами было сделано следующее количество ошибок и пропусков при зачеркивании букв: 72—49—38—17—17; ори зачеркивании значков из таблицы Vaschide’a; 80—57-43-42-29.

Очевидно, что состояние сосредоточения вместе с работой постепенно усиливается, благодаря чему и работа становится более успешной. Если мы возьмем более сложную работу, например, отметку двух букв или двух значков то среднее количество просмотренных значков в каждую из последующих минут выразится в следующих цифрах для -букв: 156-167 —170-170—186; а для значков: 134127—125132—140.

Отсюда очевиднее что при более трудной работе не обнаруживается начального оживления, отмечаемого во многих работах Kraepelin’a на учениках, а также в работе, произведенной у нас д-ром Щегловым 9; работа в этом случае большею частью постепенно нарастает количественно. Качественно же она выразится числом пропусков и! ошибок для букв следующим образом: 96—65—62—27—31; а для значков: 151 —114—59— 52—46. Иначе говоря, я здесь точность работы нарастает с каждой последующей минутой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)