Влияние сосредоточения на внутренние процессы

Естественно также, что когда объектом сосредоточения являются не внешние впечатления, но следы, возбуждающие внутренние реакции, то при этом всегда более или менее резко выступают изменения со стороны дыхания, а равно и изменения в отношении других внутренних движений, например, сердцебиения и сосудистой системы.

Так, известно, что достаточно бывает сосредоточиться на следах впечатлений, вызывавших когда-либо сильную эмоцию с развитием сердцебиения, чтобы последнее тотчас же возобновилось. Далее, сосредоточение на каком-либо мотиве неизбежно приводит к развитию резких изменений со стороны дыхания, соответственно темпу и мелодии мотива.

Zoneff и Meumann нашли, что колебаниям внимания соответствуют сопутствующие им колебания в дыхании и пульсе. При напряжении внимания пульс и дыхание понижаются и замедляются, при ослаблении внимания, наоборот, и то и другое повышается и учащается. По Gley и Mentz’y, сосредоточение отражается резким образом на состоянии кровообращения, хотя Kiesow и оспаривает это влияние.

С другой стороны, одного сосредоточения на деятельности дыхания и сердца бывает иногда достаточно, чтобы вызвать изменение в деятельности дыхания, развитие сердцебиения и перебои. Далее, сосредоточение, особенно у нервных лиц, на предметах, возбуждающих отвращение, может вызвать приступ рвоты; достаточно иногда сосредоточиться на свое» лице, чтобы покраснеть и т.д.

В литературе мы встречаемся даже с развитием трофических явлений под влиянием сосредоточения в виде, например, нервных сыпей и т. д. По Roubinowitch’, даже всякое умственное усилие выражается расширением зрачка. Это наблюдение может быть поставлено в полное соответствие с тем, что и всякое физическое усилие также сопровождается расширением зрачков. С другой стороны, одно представление страха или отвращения может вызвать расширение зрачка (Haab, Fuchs).

При напряжении сосредоточения Lehmatm наблюдал уменьшение объема конечности с одновременным уменьшением высоты пульса. В какой мере сосредоточение находится в зависимости от возраста, показывают исследования, которые произведены у нас д-ром Владимирский 47 над 36 здоровыми лицами, разделенными на 3 группы по возрасту.

При этом оказалось, что рассчитывая на 100 строк при работе со значками:

  • 1-я группа, 17—13 лет (9 человек), просмотрела 100 строк в 1,69 мин, сделав 14,4 ошибок;
  • 2-я группа, 15—16 лет (18 человек), те же 100 строк просмотрела в 1,9 мин, сделав 20,9 ошибок;
  • 3-я группа, 13 лет (9 человек), ту же работу сделала в 1,9 мин с 22,6 ошибкой.

При исследование с буквами аналогичный расчет показывает, что 1-я группа на сто строк затратила 1,9 мин с 20,0 ошибками, 2-я группа ту же работу сделала в 1,9 мин с 23,4 ошибками и 3-я группа ту же работу выполнила в 2,0 мин, сделав 24 ошибки.
Бели же соединить вместе и работу со значками, и работу с буквами, то мы получаем на 100 строк работы для 1-й группы: время — 1,66 мни ошибок 16,3; для 2-й группы: время ~ 1,89 мин, ошибок 22,1; для 3-й группы: время — 1,97 мин, ошибок 23,1.

Что касается приспособления к работе, то оно выразилось следующими цифрами: 1-я группа » первую половину работы сделала 395 ошибок, во вторую — 316 Ошибок, следовательно, улучшение выражается 20%; 2-я группа (двойная) сделала в первую половину работы 1051 ошибку, во вторую — 826 ошибок, следовательно, улучшение выражается 21%; 3-я группа в первую половину сделала 524 ошибки, во вторую половину — 476 ошибок, следовательно, улучшение выражается 9,1%.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)