Влияние отвлечения сосредоточения на личные движения

Наконец в особом ряде опытов выяснялось влияние на результаты опытов сосредоточения на посторонних раздражениях. Для этой цели в условиях данных опытов оказался наиболее практичным метод отвлечения сосредоточения с помощью кожных раздражений, для чего, согласно моему предложению, был устроен особый прибор с применением раздражений на свободно лежащий над сделанным; отверстием указательный палец левой руки с помощью двигающегося на валу ремня со шпеньками н дужками, известное расположение которых соответствовало той или другой букве алфавита. Эти буквы, напоминающие собой телеграфную азбуку, предварительно испытуемый должен был изучить я затем во время опыта назвать те буквы, которым соответствовал ряд шпеньков и дужек.

Само собой разумеется, что для опытов достаточно алфавита из небольшого числа, например четырех букв, которые могут проходить под пальцем в разном порядке. Всех опытов было сделано 330 над 6 испытуемыми, из которых 3 были мужчины и 3 женщины.

В общем из результатов этих опытов, произведенных Н, И. Добротвор-ской, могут быть извлечены следующие выводы:

  1. после ряда сочетаний одного раздражения (звука) с другим (светом), из которых на первое раздражение у словлена определенная двигательная реакция, последняя начинает обнаруживаться и по отношению к другому раздражению;
  2. эта сочетательная реакция в сфере условленных личных движений без подкрепления ее с помощью основного раздражения имеет склонность к угасанию;
  3. количество комбинированных раздражений, необходимых для оживления угасшей сочетательной двигательной реакции, всегда оказывается меньше того количества, которое необходимо для ее первоначального образования;
  4. иногда угасшая было сочетательная двигательная реакция возобновляется при новом сочетай ном раздражении и без предварительного применения основного раздражения, на которое условлена реакция;
  5. прочность сочетательной двигательной реакции возрастает вместе с большим числом комбинированных раздражений;
  6. равным образом прочность сочетательной двигательной реакции возрастает с течением опыта, т. е. после ряда последовательных возобновлений сочетательной реакции на комбинированные раздражения;
  7. увеличение силы сочетают ого раздражения (света в вышеприведенных опытах) до известного предела ускоряет наступление сочетательной двигательной реакции и делает ее более прочной;
  8. большая скорость следования комбинированных раздражений друг за другом способствует более скорому воспитанию и большей стойкости сочетательной двигательной реакции;
  9. то же самое имеет силу и по отношению к более скорому следованию друг за другом отдельных раздражений в парных их сочетаниях;
  10. предварительное приучение к ответной двигательной реакции на основной раздражитель (звук) содействует большей легкости образования и большей стойкости сочетательной двигательной реакции;
  11. при отвлечении сосредоточения на постороннее раздражение (кожное в виде прикосновения с помощью вышеуказанного прибора) сочетательная реакция появляется скорее, чем при обычных условиях опыта, и обычно оказывается более прочною;
  12.  на образование и прочность сочетательной двигательной реакции индивидуальность испытуемого оказывает существенное влияние.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)