Влияние инфосферы на формирование новых художественных феноменов

Современную эпоху называют веком техники и интеграции. Сначала появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, которые без техники не могут существовать.

В последней трети ХХ в. тенденция слияния искусства и техники усиливаются, в новых видах искусства — светомузыке, видеомузыке, видеоарте, компьютерной графике — просматриваются усиление технического начала и поиск новых художественно-выразительных средств. Благодаря технике расширяются «языковые», выразительные возможности искусства.

Театр — это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. В театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, голография. В музыке появляется новый способ звукоизвлечения — электронный.

Технические достижения последних десятилетий способствовали развитию популярности и массовости музыки, особенно электронной. Можно предположить, что техника явилась лишь катализатором в выявлении доминирующей роли музыки, ведь о «музыкальном напоре эпохи» (А. Блок) заговорили еще в начале XX в.

Усложнение социальных и духовных процессов, полифоничность культуры способствуют развитию полисинтетических явлений в искусстве, происходит сближение искусства с наукой, промышленностью, политикой («политизированные» искусства), повседневной жизнью (дизайн, рэди-мэйд, лэнд-арт).

Такая полифоничность культуры позволяет говорить не только о ее «романизации» (М. Бахтин), но и о ее «музыкализации», «видеолизации» (широкое распространение зрелищных видов искусств, телевидения, видео, компьютерных искусств, Интернета), т. е. усложнении и тяготении к доминированию различных видов искусств.

Рассмотрим, каким образом под воздействием современной инфосферы идет формирование нового синтеза в искусстве во всех его составляющих: степени совершенствования технологий, их результате и степени развития личности. Во-первых, современная техника становится фактором социального динамизма, т. е. в искусстве динамические процессы ускоряются, под воздействием инфокоммуникационных технологий идет формирование нового художественного социокультурного пространства — виртуального. Передача информации осуществляется мгновенно, по всему миру.

Просматривается тенденция на создание виртуальной художественной реальности с попыткой максимальной приближенности к действительности (мультимедиа, 3D-изображение) за счет усиления синестезийности. Информационные технологии реализуются сегодня в кино, художественной фотографии, театре, музыке, эстраде, хореографии, светомузыке, на телевидении.

Изобразительные возможности музыки значительно увеличились за счет создания электромузыкальных инструментов, в частности синтезаторов. Поиски в области музыкальной акустики идут по пути усовершенствования звукоряда: благодаря электронному синтезированию возникают новые сочетания звуков, появляются звуки нового качества по основным своим характеристикам — высоте и тембру.

Благодаря воздействию техники и взаимодействию с внемузыкальными жанрами изменился интонационный запас языковых средств музыкального искусства, наметилась интеллектуализация музыкальных произведений. Появляется понятие цифрового искусства и интернет-арта (нет-арта).

Компьютерные технологии все чаще используются в художественных практиках драматического искусства: спектакли режиссируются как компьютерные игры, репетиции проходят по скайпу, зрителей оснащают компьютерами, видеотрансляции спектаклей лучших театров мира в Интернете становятся нормой.

На эстраде практикуется использование мониторов, видео, бегущей строки, цветового решения, «живой» музыки и человеческого голоса. Намечается тенденция появления виртуального театра. Существуют виртуальные арт-кафе и арт-галереи. «Виртуальная реальность в искусстве, — подчеркивает исследователь современного искусства Н.Б. Маньковская, — созданная компьютерными средствами искусственная среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри и испытывая при этом реальные ощущения.

Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступить в контакты не только с другими людьми, также внедрившимися в нее, но и с искусственными персонажами». Все это говорит о появлении нового художественного синтетического образования, аналогов которому ранее не существовало.

Во-вторых, результатом внедрения инфокоммуникационных технологий становятся новые феномены искусства. Ярким примером нового синтеза становится искусство фризлайта (дословно — «замороженный свет»). А. Долгополов и Р. Пальченков, создатели этого нового вида светографики, начали снимать на видео свет, застывший в воздухе. Даже человек, далекий от искусства, мог видеть его артефакты в ролике, подготовленном художниками-фризлайтерами к зимним Олимпийским играм в Ванкувере.

Интересно
Еще один пример нового синтеза — светомузыкальное искусство, вышедшее из лабораторных экспериментов последней трети ХХ в. в городскую среду. В Москве с 2010 г. проходит Международный фестиваль света, 2015 г. объявлен ЮНЕСКО годом света и световых технологий.

Еще один интересный феномен нового синтеза — кинотанец как результат интеграции технических возможностей кинематографа и хореографии. «Если режиссер использует танец для фиксации какой-либо ситуации или хореограф приходит и ставит мюзикл, а потом просто снимает его на камеру, — это не кинотанец», — считает Алла Ковган, международный директор одноименного фестиваля.

Впервые определение кинотанца было дано еще в 1946 г. М. Дерен, определившей в своем эссе эстетические характеристики взаимодействия кино и танца. Совершенствование технологий способствовало эволюции этого понятия.

Исследователи выделяют три типа данного синтеза:

  • кинотанец, снятый по правилам кинематографа (включающим принципы монтажа);
  • видеотанец как результат использования видеокамеры (танцор может становиться режиссером, так как видеокамера отличается большей мобильностью) и танец для экрана (screendance) — видеоклипы для телевидения и Интернета.

Д. Розенберг считает, что «видеотанец пользуется современными технологиями и поэтому помещает себя в пространство современных медиапрактик, поп-культуры и современной теории медиа».

В России регулярно проводится международный фестиваль кинотанца, в котором принимают участие танцевальные проекты, представленные с помощью разнообразных способов показа и включающие разное соотношение кинотанцевального синтеза в арт-продукте: кинопоказы, спектакли на сценической площадке, театральные лаборатории, лекции и мастер-классы о кинотанце, перформансы.

Развитие танца для экрана привело к возникновению гипертанца, или сетевого танца (netdance) как интерактивной формы художественного творчества, позволяющей зрителю становиться активным участником происходящего на экране.

В-третьих, инфосфера формирует новый тип мышления, в котором усиливается интегративное начало. Еще до появления информационных технологий можно увидеть взаимовлияние музыкального и внемузыкального, театрального и кинематографического типов художественного мышления.

В условиях инфосферы складывается новый синтетический тип мышления. Следует также обратить внимание на проявление таких социокультурных факторов, как взаимовлияние литературы и живописи, синтез пространственных искусств, создание новой предметно-пространственной среды музея.

Усложнение социальных и духовных процессов, полифоничность культуры способствуют развитию полисинтетических явлений в искусстве, происходит сближение искусства с наукой, промышленностью, политикой («политизированные» искусства), повседневной жизнью (дизайн, рэди-мэйд, лэнд-арт). С другой стороны, в новых условиях стираются грани между элитарным и массовым искусством. С точки зрения доступности элитарное искусство перестает быть уникальным.

Термин «пользователь» компьютера переходит в художественную среду. Виртуальное искусство воспринимает не зритель, слушатель, читатель, а «виртуальный пользователь».

Безусловно, это приводит к снижению уровня художественности и ложному самораскрытию творческих возможностей. Происходит подмена понятий. Массовая культура, китч становятся нормой. «Упрощение технологии производства аудиовизуального продукта и постоянное увеличение его количества приводят (и уже привели), — считает И.А. Негодаев, — к снижению критериев оценки творческого уровня аудиовизуальных произведений, с одной стороны, и к резкому делению экранного творчества на элитарное (артхаус, артфильм) и на «массовую культуру» — с другой».

Таким образом, появление инфокоммуникационных технологий и формирование инфосферы имеет целый ряд последствий, изменяющих художественную картину мира и свидетельствующих о формировании нового виртуального синтеза, к основным закономерностям которого можно отнести:

  • интегративность мышления;
  • усиление синестезийности; доминирование зрелищности;
  • формирование виртуальной художественной среды;
  • расширение границ художественной культуры;
  • технотизацию и информатизацию искусства;
  • стирание границ между массовой и элитарной культурой.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)