Виды вопросов и ответов

Вопросы и замечания — непременные атрибуты механизма дискуссий. Именно в вопросах и замечаниях выражаются сомнения, т. е. несовпадения мнений, выясняются позиции, аргументы, основания. Возникновение вопроса — это первый признак мышления человека. Однако далеко не все замечания и вопросы имеют конструктивную, плодотворную направленность. Они могут носить и деструктивный (разрушительный) характер, вплоть до обструкции (срыва) творческого процесса.

Какие вопросы встречаются в спорах, дискуссиях, беседах?

Неполный перечень говорит об их многообразии:

  1. Вопрос-капкан предполагает уловку. Следует иметь в виду, как показывает практика, что ряд умело подобранных вопросов может довести любого собеседника до кипения. Сорвавшись, человек потеряет самообладание и нить своих рассуждений, а деморализованный соперник уже не соперник. Не давайте втянуть себя в разговор, от которого выигрывает противник. Юмор, ирония, анекдот, пародия, «возвратный удар» — вот средства парирования вопросов-капканов.
  2. Контрвопрос, который часто применяется для нейтрализации суждения.
  3. Блокирующий вопрос, функция которого — «закрыть горизонт» оппоненту и добиваться таких ответов, которые соответствуют концепции собеседника; если вопросы сформулированы достаточно искусно, то они подталкивают мысль только в одном направлении, блокируя возможные альтернативы.
  4. Каверзный вопрос. Сократ, как известно, приводил оппонента к полному краху своими каверзными вопросами. Когда его судили, он подробно объяснил, почему постоянно задавал людям каверзные вопросы: им двигало стремление пробудить у них чувство справедливости и отвратить от дурных поступков. Себя он сравнивал с оводом, не дающим скотине зажиреть от дремоты. Если слушатель чувствует фальшь или ложь в рассуждении оратора, то его протест чаще выражается в каверзных вопросах. Дилетантский подход, вздор и попытки ввести в заблуждение, украшательства — все это вызывает каверзные вопросы оппонентов. Как себя уберечь от этого? Будьте искренними. Доверительность нейтрализует желание некоторых людей задавать каверзные вопросы.
  5. Принудительный вопрос, с помощью которого собеседник стремится уговорить нас согласиться с ним. Обычно это вопросы типа: «Ведь вы не будете этого отрицать?». Вымогая наше согласие, оппонент практически оставляет нам лишь одну возможность — признать себя побежденными. Какой здесь выход? Пожалуй, один — сказать: «Не занимайтесь вымогательством».
  6. Риторический вопрос. Если необходимо или слушатели готовы к одобрению, то прибегайте к таким вопросам. Они обеспечивают молчаливое согласие участников беседы с нашим мнением, т. е. поддержку. Формулируйте вопросы так, чтобы на них можно было дать однозначные ответы — да или нет, чтобы они звучали кратко, создавали ритм, закрепляя мысль. В большой аудитории риторические вопросы очень сплачивают людей
    (в такой обстановке молчание и будет означать одобрение вашей точки зрения).
  7. Ускоряющий вопрос. В тех случаях, когда мы хотим повлиять на точку зрения собеседника, подтолкнуть его к согласию или подтверждению ранее достигнутой договоренности, следует применять ускоряющие вопросы. Ускоряющие вопросы вынуждают собеседника форсировать аргументацию своего мнения. Однако здесь кроется опасность: у собеседника может сложиться впечатление, будто его допрашивают. Центр усилий смещается в вашу сторону, а собеседник лишен активности и может поэтому «взорваться»: «Вы меня не подгоняйте». Применяйте данные вопросы с осторожностью и в тех случаях, когда участники дискуссии достаточно осведомлены в проблеме.
  8. Уточняющий вопрос. Пользуйтесь этим вопросом, если вам нужны дополнительные сведения или вы хотите выявить истинные мотивы стороны, когда собеседник занимает нейтральную или позитивную позицию по отношению к вам и готов передать информацию. Такие вопросы обычно начинаются со слов что, кто, как, почему, сколько. Например: «Чего, по вашему мнению, недостает в аргументации этого предложения?»

В чем польза такого вопроса? Собеседник находится в активном состоянии, становится источником информации, идей, предложений; он имеет возможность по своему усмотрению сообщать информацию; ему льстит внимание к его мнению, и этим устраняется психологический барьер в споре.

В чем опасность увлечения уточняющими вопросами? Вы, конечно же, теряете инициативу, и беседа может перейти в русло интересов и проблем собеседника. Не давайте увести себя такими вопросами в пустой разговор. Противник может оградить себя от критического анализа, а из вас выжать все, что его интересует. И сделает это с большим вниманием и тактом.

С помощью вопросов мы, с одной стороны, максимально активизируем оппонента и даем ему возможность самоутвердиться, с другой — улучшаем свое положение, уводим собеседника от критического анализа наших позиций. Он испытывает удовлетворение от возможности выговориться, а мы облегчаем себе решение задачи.

Вопросы выполняют важную роль на всех фазах дискуссии, закрепляя промежуточные результаты обмена мнениями. Можно классифицировать вопросы по иному основанию — по применяемым коммуникативным техникам. Для эффективного рефлексивного слушания очень важно уметь задавать вопросы и правильно их формулировать.

Закрытые вопросы — это, по сути, гипотезы, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. То же можно сказать об альтернативных вопросах с той разницей, что в последних содержится не одна гипотеза, а несколько (и все они могут оказаться неверными).

Чаще всего в речи мы задаем закрытые вопросы, и в этом одна из распространенных проблем общения: не прояснив существа дела, формулировать свою версию, а потом требовать ее подтверждения через закрытый вопрос.

Наши предположения могут совершенно не совпадать с тем, что имеет в виду собеседник. Поэтому лучше всего задавать открытые вопросы, которые дадут возможность собеседнику сформулировать свою позицию. Кроме того, следует учитывать и особенность нашей культуры. Дело в том, что часто открытые вопросы воспринимаются как скрытое обвинение. Осуждение или запрет в русском языке может выражаться не столько в форме глагола в повелительном наклонении, сколько в форме вопроса: «Зачем взял?», «Куда пошел?».

Такая форма не только содержит запрет, но и угрозу. Поэтому неудивительно, что часто отклик на вопрос носит характер отрицательной реакции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)