Виды редактирования

Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Редактирование подразумевает также руководство подготовкой и выпуском изданий, программ телевидения, радио, ин­тернет-изданий.

Относится ли к редактированию веб-верстка и веб-мастеринг?

На этот вопрос однозначный ответ сегодня дать трудно. С одной стороны, веб-образ информации, включающей дизайн и интерак­тивные элементы, является, как мы убедились, значимой составной частью контента, т.е. существенно влияет на смысл публикации, сле­довательно, его формирование — прерогатива научного или литера­турного редактора.

С другой стороны, это именно образ, т.е. зона от­ветственности художественного и технического редактора. С третьей стороны, веб обладает своей спецификой, которую необходимо учи­тывать при специализации.

Таким образом, де-факто появляется еще один вид редактирова­ния: веб-редактирование, на которое и будут возлагаться основные функ­ции по подготовке веб-страниц к изданию.

Следует также различать производство знаний, рождение мне­ний, накопление практического опыта, создание эстетических, эти­ческих и иных ценностей, формирование планов, выбор способов и средств индивидуальных и совместных действий, с одной стороны, и производство массовой информации, распространяющей эти про­дукты интеллектуальной деятельности людей, с другой.

Это означает, что созданное учеными, писателями, публициста­ми, работниками искусства и другими специалистами может стать произведением СМИ, а может им и не стать. Тексты рукописей, ви­деоматериалы, аудиозаписи становятся произведениями СМИ тогда, когда они содержатся в тиражах газет, журналов, книг, выпусках те­левизионных или радиопрограмм, размещаются на сайтах, зарегист­рированных как СМИ, обретая тем самым массовую аудиторию чи­тателей, слушателей и зрителей.

Условием превращения продуктов информационно-коммуни­кативной деятельности в массовую информацию является освоение этих продуктов массовой аудиторией.

Кроме массовой информации существует также: научная, худо­жественная, этическая информация.

Научная информация — это знания, содержащиеся в рукописях научных статей, монографий, сборников и др. В сфере журналистики научная информация может не только воспроизводиться, но и про­изводиться в результате собственных журналистских исследований.

Художественная информация представляет собой эстетические ценности, которыми обладают литературные, художественные, му­зыкальные и другие произведения.

В сфере журналистики художественная информация является не­отъемлемой частью продуктов журналистского творчества, выра­жающегося в жанрах репортажа, комментария, аналитического обзо­ра, очерка, обозрения и др.

Этическая информация — это этические и нравственные нормы и максимы, содержащиеся в информационных контентах разного рода, а также в прямых декларациях, религиозных, научных, художествен­ных, политических текстах.

В сфере журналистики этическая информация содержится не толь­ко в содержаниях сообщений, но и в способе их представления. Журна­лист всегда имеет и демонстрирует свою нравственно-этическую пози­цию и тем, о чем пишет, и тем, как пишет.

Редакция соответственно показывает себя тем, что печатает, даже если использует стандартную фразу: «Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов». Од­ним из методов явного представления нравственно-этической позиции редакции является редакционная колонка или полоса.

Следует отметить, что редакция как компонент коммуникатив­ной системы СМИ не подменяет собой участие в массовом инфор­мационном производстве представителей религии, политики, эконо­мики, науки, культуры и других видов деятельности, но, точно так же, как профессиональная педагогическая деятельность, например, не подменяет собой педагогическую деятельность родителей по от­ношению к своим детям, а дополняет ее профессионализмом.

СМИ выступают в качестве общественного института, который берет на себя ответственность за профессиональную работу с массовы­ми информационно-коммуникативными продуктами, выполняя роль ме­тодологического центра такой работы.

Средства массовой информации, таким образом, являются цен­тром кристаллизации спонтанно развивающихся внутри различных социокультурных практик информационно-коммуникативных деятельностей.

Так как каждому виду деятельности присущи свои собственные коммуникативные функции, основанные на потребностях взаимодейст­вия между участниками этой деятельности, а также между ними и пред­ставителями других видов социальной активности, то эти потребности детерминируют и вид информационно-коммуникативной практики.

Можно выделить: экономические, научные, художественные, про-фессииональные, социальные, рекреационные, педагогические, произ­водственные и другие информационно-коммуникативные практики. При этом коммуникативные функции каждого вида деятельности оп­ределяются как спецификой деятельности, так и отношением к этой деятельности общества, т.е. структурой и образом деятельности.

Следовательно, СМИ реализуют результат сложения особенностей деятельности и особенностей общественного отношения к деятельности в форме массовой информации и на языке массовой информации.

С появлением интернета все изложенное нужно дополнить сле­дующими комментариями.

  1. Производство массовой информации перестало быть исключи­тельным правом профессионального журналистского сообщества.
  2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное обра­зование: 1) информационный вещательной компонент; 2) коммуни­кативный компонент. Следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.
  3. Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, то СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности. При этом они сами перерождаются в систему массовых коммуникаций, гипер­текстовую по своей природе.

Сфера ответственности специалистов редакций распространяется на:

  • организацию информационного обмена между авторами про­дуктов их интеллектуальной деятельности и теми, кто испытывает потребность в этой информации;
  • адекватное отражение в контентах массовой информации духовного потенциала общества, состояния общественного и индивидуального сознания, условий жизни;
  • коммуникацию и совместно-творческую деятельность с авторами (источниками информации);
  • организацию представительств в подсистемах массовой коммуникации социально активных общественных групп сил с целью формирования целостного информационного образа социальной действительности;
  • обеспечение необходимого уровня организованности массового информационного процесса;
  • реализацию в процессе массового информационного взаимодействия не только функций журналистики как типа творчества, но и других видов деятельности;
  • осуществление интегративной коммуникативной функции средств массовой информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)