Веб-обзоры

Действительно, чего проще — собирать информацию в интерне­те, монтировать ее и отправлять обратно в сеть, снабжая при необхо­димости краткими комментариями. Кажущаяся простота подобной журналистской работы вызвала стремительный рост веб-обозрений в 1996—1998 гг.

Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 г., насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка.

Это явление само по себе интересно первоначальными стереоти­пами восприятия аудиторией массовой информации, распростра­няемой через интернет, как компиляционной, не имеющей собст­венного контента.

Здесь мы видим действие одного из мифов интер­нета — рождение нового содержания в результате простого склады­вания информационных фреймов: идея + идея = три идеи. Этот ме­ханизм действительно может реализовываться при творческой, а не механической компиляции.

Вторым фактором, обусловившим разви­тие веб-обзоров, является особенность открывшегося интернет-сектора информационного рынка, состоявшая в разной квалифика­ции пользователей, склонных видеть в интернете всего лишь расши­рение обычных СМИ и не умеющих или ленящихся самостоятельно искать и анализировать необходимую им информацию.

Веб-обзоры выявили проблемы, характерные для неудачных ав­торских проектов: низкое литературное качество текста, неинтерес­ное содержание и слабая авторская позиция.

Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и на­сыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интер­активных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение.

С содержательным насыщением интернета обострилась необхо­димость привлекать посетителей не только возможностью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Поя­вилась необходимость обеспечения новизны информации. Веб-обозреватели, которые только перепечатывали тексты, стали не ин­тересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточни­ка, уже больше не задерживался на клонах.

Авторская позиция должна быть яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важ­но познакомиться с аргументацией оппонента. Посетителей сайта ин­тересует авторское «я», проступающее сквозь качественную информа­цию (новизна, читабельность, позиция).

Это правило не составляет исключений даже для VIP-персон и шоуменов. Сеть слишком насы­щена информацией, чтобы заглядывать на страницы, исключительно из уважения к ее хозяину. Так что автору остается быть интересным не собой, а тем, что он может предложить посетителям своего сайта.

Одной из детских болезней интернета являются проекты, цели­ком и полностью посвященные саморекламе (или самопрезентации). Это и авторские сайты, и сайты организаций. Домашние страницы таких сайтов, как правило, состоят из большой фотографии хозяина и текста с перечислением его должностей, званий и достоинств.

Тради­ционный журнал с вашей фотографией и статьей о вашей персоне — весьма эффективный PR-ход. Аналогичное в интернете — не только не полезная, но и вредная затея.

Сеть слабо интересуется бытовыми подробностями личной жизни автора. Его кошки и собаки, какими бы милыми они не представлялись хозяину, воспринимаются как информационный шум, а заметки о чу­жих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение. Показывать и презентовать себя можно только в текстах, значимых для аудитории.

В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 г. ежедневно, затем с перерывами, вплоть до 25 апреля 1999 г.

Всего вышло 446 выпусков. 25 апреля 1999 г. вышла 441 заметка, после чего «Вечерний Интернет» перестал выходить.

1 марта 1999 г. вышла в свет первая в России ежедневная интер­нет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). В создании этого проекта принимали участие «звезды» рунета: глав­ный редактор — Антон Носик, дизайн сайта — Артемий Лебедев, про­граммирование — Максим Мошков. Заказчиком выступил Фонд эф­фективной политики.

А. Носик рассказывает об истории создания «Газеты.Ру.»:

Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в об­ласти интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики.

Проект ежедневной интернет-газеты он провел по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это бы­ла, вероятно, самая крупная инвестиция в русский контент за всю его недолгую историю.

Особенно с учетом недавно прошедшего кри­зиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказа­лись в трудном материальном положении. Так возникла «Газета.Ру» (www.gazeta.ru) — первая русская ежедневная интернет-газета, не имевшая бумажного аналога.

Первая Газета.Ру представляла собой набор авторских рубрик. Газета. Ру очень быстро стала популярна. Тем не менее, продолжалось это недолго: заказчик, Фонд эффективной политики, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.

«В полной мере оценив влияние и потенциал принадлежащего ему издания, ЮКОС к середине лета 1999 года решил, что негоже оставлять столь полезный медийный инструмент в руках ФЭПа, если можно его забрать полностью под свой контроль — тем более что в недрах нефтяного концерна к тому моменту уже возникла Сибирская интернет-компания, готовая взять на себя все технические работы по поддержке и обслуживанию сервера.

13 сентября 1999 года стартовала новая, бородулинская версия Газеты.Ру, по многим параметрам принципиально от­личающаяся от своей предшественницы (архив которой сохранился по адресу gazeta.msk.ru).

Новая команда сделала упор не на сетевую тради­цию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей интерне­та для оперативной публикации материалов вполне традиционной жур­налистской формы с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др.

Жанр получившегося из­дания можно определить как «КоммерсантЪ-Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в преж­ней Газете. Ру, но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной рос­сийской прессы».

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растира­жирована и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты:

Опыт, накопленный за 10 месяцев работы над эксперимен­тальным онлайновым СМИ, был употреблен на создание сразу двух параллельных проектов, знаменовавших начало узкой специализа­ции в интернет-периодике.

Если прежняя Газета.Ру объединяла под одной обложкой оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью, комментариев, ана­литики, то на ее месте возникли по отдельности новостная лента (так и названная — Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру.

Перед Лен­той ставились простые и понятные задачи: завоевать максимальную аудиторию в сжатые сроки и параллельно создать эксклюзивную рек­ламную площадку, позволяющую ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора. Задачи эти были выполнены в срок и в полном объеме.

Наряду с Вестями.Ру осенью 1999 г. в рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как ин­струмент влияния. Вполне очевидно, что многие решили повторить этот успех, начались попытки клонирования Газеты.Ру и создания массы однотипных интернет-СМИ.

Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Попу­лярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

После того как производство информационного продукта в сети приняло широкий размах (1999—2000), появилось множество интер­нет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя не­сколько неуютно, так как не могли производить столько же инфор­мации и проигрывали в конкуренции интернет-СМИ. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: создание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.

Многие владельцы авторских проектов решили, что пришел ко­нец авторским проектам, время одиночек прошло. Кроме того, мно­гие создатели авторских проектов в процессе коммерциализации ин­тернет-СМИ стали востребованы как специалисты, забросили свои авторские проекты и начали зарабатывать деньги на создании серь­езных интернет-СМИ.

Блоги

Блог (сокр. от англ. weblog) — сетевой журнал (журнал не в значе­нии «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «днев­ник»). По форме — это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий.

Веблог — это информационно наполненный дневник, т.е. одна из форм авторского проекта. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в интернете, связывая комментарии ги­перссылками с источником.

Блоггеры претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Они утвер­ждают, что традиционные СМИ неправильно селектируют информа­цию, отказывая во внимании к действительно актуальным событиям, следуя социальной конъюнктуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)