Виртуальная реальность

Попытаемся провести параллель между коммуникативным про­странством и виртуальной реальностью. Для этого приведем этимоло­гический анализ слова «виртуальность», осуществленный Н.А. Но­совым.

Напомним, что латинское слово «virtus» означает «доблесть, не­обычное качество» и в античной литературе употребляется для обо­значения боевой доблести, актуальной силы. В средневековой лите­ратуре употреблялось в значении «мощь».

Как и в латинском языке, в санскрите глагол «vrtti» означает мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта в психике йогина. В старославян­ском глагол «верьти» означает кипеть, бурлить, имея в виду, в част­ности, кипение родника.

Корень «vrt» обозначает событие, творимое, порождаемое сейчас, в данный момент чьей-то активностью: воина ли, йогина ли, воды ли.

В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов различ­ных областей знаний: физиков, инженеров, психологов, философов, культурологов и т.п.

Единообразного понимания ее предмета пока достигнуть не удалось, поэтому в данном вопросе мы будем придер­живаться трактовки виртуальности, принятой в лаборатории виртуалистики Института человека РАН.

Виртуал — особая философская категория, стоящая в ряду таких категорий, как время, пространство, сущность и т.д.

Впервые в естественно-научную картину мира виртуальность во­шла через физику высоких энергий, которая ввела в качестве теорети­ческого объекта частицы, существующие только во время акта взаимо­действия других частиц. Эти актуально существующие частицы были названы виртуальными (от англ. virtual — фактически, реально сущест­вующий).

Эти частицы не существуют до взаимодействия и исчезают после него. Именно поэтому они являются принципиально не регист­рируемыми, так как факт регистрации, т.е. взаимодействия виртуаль­ной частицы с прибором, означал бы, что это не виртуальная частица. Свойством этих частиц является актуальность существования, исклю­чительно «здесь и сейчас», существование в данном однократном со­бытии.

У них нет иной формы бытия, кроме актуальной: ни потенци­альной (они не являются составной частью взаимодействующих обыч­ных частиц), ни превращенной (какого-либо следа от них не содер­жится в частицах, родившихся в результате взаимодействия). Прояв­ление виртуальных частиц существенно изменило устоявшуюся кар­тину мира и, как впоследствии выяснилось, нашло отражение и в дру­гих областях знания и человеческой деятельности.

Появление компьютера вызвало и актуализировало понятие вир­туальной машины. Собственно компьютер и стал виртуальной маши­ной, так как его можно превращать в совершенно разные объекты: в пишущую машинку или калькулятор, в экспериментальный стенд или игровой автомат. Эти объекты каждый раз заново порождаются активностью работающего человека и существуют только во время работы с ними.

Развитие компьютеров привело к появлению понятия «виртуальная реальность», которая в массовом сознании прочно ас­социируется с компьютерными играми. Однако сами игры явились в начале 1980-х годов побочным продуктом оборонных заказов на соз­дание моделей и тренажеров управления сложной техникой, при раз­работке которых понадобилась формулировка новых принципов.

Идея виртуальности получает все более широкое признание в психологии. Есть масса конкретных понятий, основанных на идее виртуальности: виртуальный объект, виртуальный субъект, виртуальный образ, виртуальный дисплей, виртуальный прототип, виртуаль­ное поле зрения и так далее.

Несмотря на сравнительно небольшой временной отрезок работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они есть особый тип реальности, требующий специального философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

Для уяснения того, что понимается под термином «виртуальная реальность», приведем выдержки из манифеста виртуалистики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)