Виды речевых нарушений, выделяемых в педагогической классификации

В основе клинико-педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. В соответствии с клиникопедагогической классификацией, анализ любого речевого нарушения предполагает учёт основных аспектов: медицинского, логопедического (педагогического), психологического, психолингвистического.

Медицинский аспект классификации предполагает учёт того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение, время появления нарушения.

Логопедический аспект ориентирует на то, какое звено речевой системы пострадало. Психологический аспект предполагает учёт того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается речевое нарушение, какие тенденции спонтанного развития, какой прогноз при том или другом речевом расстройстве.

Психолингвистический аспект – предполагает изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевых высказываний. Используется при изучении системных нарушений речи (алалия, афазия).

В настоящее время все речевые нарушения в этой классификации делятся на две группы: нарушения устной и письменной речи.

Нарушения устной речи в свою очередь делятся на два типа:

  • нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания, или нарушение произносительной стороны речи;
  • структурно-семантические нарушения, или нарушения внутреннего оформления высказывания (системные нарушения, или полиморфные).

В свою очередь нарушения фонационного оформления делятся на:

  • нарушение голосообразования – дисфония, афония;
  • нарушение темпо-ритмической организации высказывания – заикание;
  • нарушения интонационно-мелодической организации высказывания – брадилалия, тахилалия;
  • звукопроизносительные нарушения – дислалия, ринолалия, дизартрия.

Структурно-семантические нарушения: алалия и афазия.

Нарушения письменной речи – дислексия, дисграфия, дизорфография.

Выделяются 12 форм нарушений речи: 9 нарушений устной речи (дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия) и 3 нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография).

Речевые нарушения могут иметь различную динамику, течение.

Выделяют следующие типы течения:

  • стационарный характер (симптоматика носит стабильный характер – дислалия, дизартрия);
  • прогрессирующее течение (степень выраженности симптоматики речевого нарушения усиливается с течением времени – заикание, нарушение голоса);
  • регрессирующее (степень выраженности речевого расстройства ослабляется – заикание, афазия);
  • волнообразный тип (с последующим чередованием усиления или ослабления симптоматики – заикание, ринолалия) и рецидивирующее (появление симптомов речевое расстройство после полного устранения – заикание, ринолалия).

Нарушения звукопроизносительной стороны речи – дислалия, ринолалия, дизартрия.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия – нарушение звукопроизношения, связанное: с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата; с нарушениями фонематического слуха; с неблагоприятными условиями развития речи.

Причинами возникновения нарушения звукопроизношения могут быть как отдельные из них, так и их сочетание. Выделяют две формы дислалии: функциональная и механическая. Функциональная дислалия.

Медицинский аспект. Функциональная дислалия – расстройство произношения, обусловленное функциональными нарушениями.

Время возникновения – функциональная дислалия возникает в период формирования речи и проявляется в пропусках, заменах, смешениях, искажениях звуков.

Педагогический аспект. Страдает только фонетическая сторона речи, другие стороны речи сохранны (нарушаются только согласные звуки позднего онтогенеза – шипящие, свистящие, сонорные).

Психологический аспект. Функция общения не страдает. При функциональной дислалии интеллект у ребёнка всегда сохранен, нет особых нарушений эмоциональноволевой сферы.

Прогноз: всегда благоприятный, звуки могут быть исправлены логопедом.

Механическая дислалия.

Медицинский аспект. Механическая дислалия – это расстройство произношения, обусловленное врождёнными или приобретёнными нарушениями периферической части речедвигательного анализатора.

Время возникновения. Чаще встречается врождённая механическая дислалия, например, короткая подъязычная уздечка (врождённый органический дефект артикуляционного аппарата). Реже встречается приобретённая механическая дислалия, например, в результате травмы.

Педагогический аспект. Нарушается только произношение звуков.

Психологический аспект. Иногда страдает эмоционально-волевая сфера, функция общения у ребёнка сохранна, интеллект сохранен.

Прогноз: спонтанно правильное звукопроизношение не исправляется. Чаще наблюдается закрепление нарушенного произношения звука.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Медицинский аспект. Ринолалия связана с повреждением периферической части речедвигательного анализатора (аномалии губы в сочетании с расщелинами неба).

Время возникновения. Чаще – до начала формирования речи (действие вредоносных факторов в пренатальном периоде вызывает врождённое нарушение). Повреждение речедвигательного анализатора при ринолалии может быть и приобретённым, например, в результате травмы.

Педагогический аспект. Страдают и гласные, и согласные звуки, часто наблюдается вторичное недоразвитие основных компонентов речи. При ринолалии часто наблюдается снижение слуха.

Психологический аспект. Коммуникативная функция речи резко нарушена. Речь не понятна окружающим. Страдает эмоционально-волевая сфера, появляется страх перед речью, уход от общения. Если ринолалия осложнена общим недоразвитием речи (ОНР), страдает и познавательная деятельность.

Интересно
Прогноз: спонтанно речь не исправляется. Эффективность исправления зависит не только от работы логопеда, но и от качества медицинской помощи – хейлопластики (операции по устранению расщелины губы) и уранопластики (операции по устранениюрасщелины неба).

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Это нарушение звукопроизношения и просодики (интонации, мелодики и т.д.)

Медицинский аспект. Дизартрия связана с повреждением центральной части речевого аппарата: чаще страдают проводящие пути; реже встречается поражение различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи (ядер, корешков или переферических стволов черепно-мозговых нервов).

Время возникновения. Чаще всего дизартрия – действие любого вредоносного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, например, дизартрия у ребёнка с ДЦП. Но дизартрия может появиться и после того, как речь сформировалась, например, вследствие заболеваний (инсульт, менингоэнцефалит и др.).

Педагогический аспект. Нарушается звукопроизношение и гласных, и согласных звуков, речевое дыхание, голос, просодическая сторона речи. Вторично могут страдать все компоненты речи.

Психологический аспект. Коммуникативная функция грубо нарушена из-за невнятности речи. При тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной. Такие нарушения называются анартрией – тяжёлая степень дизартрия (вместо речи – мычание, отдельные звуки).

По клинико-психологической характеристике дети с дизартрией представляют неоднородную группу (дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием, дизартрия у детей с церебральным параличом, дизартрия у детей с интеллектуальной недостаточностью и др.). У детей с ДЦП часто бывает нарушен интеллект.

Прогноз: спонтанно речь не исправляется. При длительной систематической логопедической работе прогноз чаще благоприятный. Расстройства голосообразования.

Дисфония – расстройство фонации (звукообразования) вследствие патологического изменения голосового аппарата.

Афония – полное отсутствие голоса при сохранной шёпотной фонации.

Медицинский аспект. Нарушения голоса связаны с патологическими процессами в центральном или в периферическом отделах голосового аппарата функционального или органического характера.

Время возникновения – голосовые расстройства могут появиться в различные периоды.

Педагогический аспект. Языковая система не нарушается, страдает только голос. Психологический аспект. При афонии нарушается коммуникативная функция речи, страдает эмоционально-волевая сфера. Интеллект сохранен.

Прогноз: расстройство фонации спонтанно не исчезает, особенно при органических нарушениях голоса. При функциональных нарушениях голоса прогноз более благоприятный. Во многом прогноз зависит от помощи фонопеда. Нарушения темпа, ритма, плавности речи: тахилалия, брадилалия, заикание.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Медицинский аспект. В паталогическом механизме тахилалии и брадилалии центральным звеном является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счёт паталогического преобладания процесса возбуждения (при тахилалии) или процесса торможения (при брадилалии). Нарушения темпа речи могут вызвать органические и функциональные поражения нервной системы.

Тахилалия и брадилалия связаны с нарушениями речедвигательного анализатора с локализацией в подкорковой области, которые могут носить органический и фукциональный характер.

Педагогический аспект. Не наблюдается языковых нарушений. Нарушается только просодика.

Психологический аспект. Коммуникативная функция сохранна, но речь может быть непонятной. Личностных изменений, изменений в эмоционально-волевой сфере нет.

Прогноз: спонтанно нарушение не исчезает, исправляется с трудом. Преодоление нарушений темпа речи требует длительной систематической логопедической работы и последующего периодического контроля. При желании положительного результата можно достичь.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Медицинский аспект. Выделяют два вида заикания:

  • эволюционное заикание, или «заикание развития» (появляется у детей в дошкольном возрасте, в период незаконченного формирования речи. Рассматривается как самостоятельное речевое нарушение);
  • симптоматическое (бывает чаще у взрослых, является симптомом какого-либо нарушения).

Эволюционное заикание в клинических исследованиях делится на две формы.

Невротическое и неврозоподобное заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического поражения центральной нервной системы. Кроме того, формы заикания отличаются временем появления речевого нарушения, типом его течения, выраженностью симптоматических проявлений. Ставит диагноз, выясняет, есть ли органическое поражение ЦНС, – врач.

Время возникновения – преимущественно в период формирования речи (от 2 до 5 лет). В старшем возрасте заикание может появиться в результате психической травмы. Педагогический аспект. Языковая система первично не страдает.

Психологический аспект. При заикании резко нарушена коммуникативная функция речи (в отличие от тахилалии). Это приводит к изменениям эмоционально-волевой сферы: появляется логофобия (страх перед речью), скоптофобия – это боязнь быть нелепым и смешным в глазах других людей, стыд за свою речь. Познавательная сфера не страдает. Интеллект сохранен.

Прогноз не всегда благоприятный, возможны рецидивы. В раннем возрасте заикание может исчезнуть спонтанно при благоприятных условиях окружающей среды. Заикание без специальной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы имеет тенденцию к усугублению.

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия и афазия.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном и раннем периоде развития ребёнка с нормальным слухом и сохранными интеллектуальными предпосылками.

Медицинский аспект. Алалия связана с органическим поражением коркового конца речедвигательного или речеслухового анализатора, а также различных областей коры головного мозга или их незрелостью.

Время возникновения – действие любого вредоносного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде.

Педагогический аспект. Основной признак – несфомированность языковой системы речи, т.е. не сформированы фонетические, фонематические и лексикограмматические компоненты речи.

Психологический аспект. Коммуникативная функция речи грубо нарушена, нарушается «назывная» функция речи, хотя потребность в общении у детей есть.

Интересно
Возникает речевой негативизм, отсутствует мотивации речевого высказывания. Неполноценность речи или её отсутствие обусловливает ряд особенностей психического развития ребёнка, нарушается познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера и т.д.

Прогноз: спонтанно речь ребёнка развивается, но искажённо.

Логопедическая работа требует длительного систематического воздействия. При этом не всегда возможно достичь нормального уровня речевого развития.

Психолингвистический аспект: при алалии нарушаются языковые операции процессов восприятия и порождения речевых высказываний. Язык не формируется как средство общения и обобщения. Нарушаются мыслительные операции над языковым материалом разного уровня: фонетический, лексический, грамматический компонент языковой способности.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Медицинский аспект. Афазия обусловлена органическим поражением коркового отдела речедвигательного или речеслухового анализатора.

А.Р. Лурия, на основе работ которого разработано современное учение об афазии, выделил 6 форм афазии:

  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая;
  • динамическая;
  • моторная афферентная;
  • моторная эфферентная.

Педагогический аспект. Афазия характеризуется нарушением всех уровней языковой системы с частичной сохранностью отдельных звеньев.

Психологический аспект. Полностью распадается коммуникативная функция речи. Нарушается внутренняя и внешняя, устная и письменная речь. В тяжёлых случаях – снижение интеллекта, ослабление эмоционально-волевых процессов (депрессия, тревожность).

Прогноз: не всегда благоприятный, особенно у взрослых. Иногда не наблюдается полного восстановления речи.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Аграфия – полная невозможность овладения процессом письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Алексия – полная невозможность овладения процессом чтения.

Дизорфография – специфическое нарушение процессов усвоения и применения орфографических правил.

Медицинский аспект. Нарушения письма и чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера, могут быть обусловлены недоразвитием или распадом высших психических функций, которые осуществляют процесс чтения и письма в норме.

Педагогический аспект. Дислексия может быть самостоятельным нарушением, но может и наблюдаться при алалии, афазии. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, но может и наблюдаться при ринолалии, дизартрии, алалии, афазии.

В зависимости от того, какое речевое нарушение сопровождает дислексию, дисграфию, будут страдать те или иные стороны речи.

Дизорфография – это особый вид нарушений письма, обусловленный неполноценным усвоением орфографических правил, неумением соотносить их друг с другом, низкой возможностью переноса усвоенных правил на аналогичный языковой материал, недостаточностью чувства языка.

Прогноз: зависит от причины нарушения, степени тяжести, характера, личности ребёнка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)