Критические периоды в развитии речевой функции

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1–2 годы жизни) – формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении.

В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.

Интересно
Второй критический период (3 года) – интенсивно развивается связная речь; происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.).

Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д.

Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6–7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно. Кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Педагог должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребёнка и учитывать их в своей работе

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)