Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе

Особенностью этого этапа является то, что закладывается основа речи: безусловные слуховые, двигательные, зрительные рефлексы. Если в подготовительный период нарушено формирование этих рефлексов, то в дальнейшем могут быть нарушения речи.

Формирование слухового анализатора в норме. Реакция на звуковые раздражители есть уже в первые дни жизни: вздрагивание, расширение зрачка, мигание, изменение дыхания, пульса.

На второй неделе жизни звуковые раздражители начинают вызывать задержку общих движений ребёнка. Наблюдается затихание, если кричал.

К концу четвёртой недели наблюдается успокаивающее действие колыбельной песни. Это врождённые, безусловные рефлексы.

На третьем месяце жизни появляются первые условные рефлексы (по Н.И. Касаткину): поворот головы в сторону, назад – в направлении источника звука. Поворачивание головы – реакция, которая выражает способность ребёнка локализовать звук в пространстве. Реакции на звук, на голос можно получить экспериментально уже на 1-м месяце жизни, если постоянно проводить тренировки.

На 2–3-м месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно различные звуки. На 3-м месяце дифференцирует голос (ласковый, грубый).

В 7–8 месяцев появляется адекватная реакция на слово, на его контуры, интонацию.

Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе

К году речь освобождается от решающей роли интонации. Зарождение подлинного понимания слов начинается на втором году жизни.

Интересно
Становление речи связано с развитием двигательного анализатора. Формирование двигательных функций совершается очень медленно. Все движения вначале проявляются как врождённые. Сразу есть хватательный рефлекс.

К концу месяца хватательный рефлекс угасает. К 4-му месяцу ребёнок хватает игрушки, но это уже результат обучения. С первых дней жизни у ребёнка есть плавательный рефлекс, шагательный рефлекс.

Около 3-х месяцев они исчезают. И как самостоятельные навыки появляются к году, к 1,2 месяцам.

К врождённым относятся и мимические реакции. В возрасте 2–6 месяцев выражено подражание мимики взрослого. На 7-м месяце безусловная рефлекторная имитация мимики исчезает и как условный рефлекс появляется около 2-х лет.

Для развития речи имеет значение соответствующее положение головы и туловища ребёнка. Когда ребёнок поднимает голову (1 месяц), освобождается голосовая щель. Когда ребёнок сидит (6 месяцев), происходит становление голосового аппарата. Дальнейшие изменения происходят, когда ребёнок начинает стоять (к 10 месяцам), ходить (к году).

Движение руки тесно связано с речью и способствует её развитию.

Возникали вопросы: «В какой степени зависит развитие моторной речи (то, что мы говорим) от развития общей моторики?», «Какие факторы могут наиболее эффективно стимулировать развитие речи ребёнка?».

Окружающая среда не оказывает такого влияния на развитие речи, как движения.

Ответ на этот вопрос дала М.М. Кольцова. Она взяла 19 здоровых детей (без отклонений в развитии).

С первой группой проводились занятия по звукоподражанию. Дети были неговорящие (1,1–1,3 месяца).  Первая группа имела возможность в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Вторая группа находилась в манеже. После некоторого времени было обнаружено, что голосовая реакция у детей первой группы появилась на 7-й день, а на 20-й день – точные попытки звукоподражания.

Во второй группе голосовые реакции появились на 13-й день, и после 30 дней существенных изменений в речи не отмечалось.

Т.е. свобода передвижения, развитие общей моторики способствует в какой-то мере развитию речи, но не в такой мере, как развитие мелкой моторики.

Был проведён ещё один опыт: в первой группе, кроме звукоподражания, не проводились никакие движения; во второй группе в течение 20 минут свободно передвигались по комнате; в третьей группе – каждый день проводились занятия по развитию мелкой моторики рук. Дети третьей группы стали давать голосовые реакции на третьей день, в первой группе – на 20-й день.

Вывод: есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляторный аппарат. «Проекция кисти руки – это ещё одна речевая зона в коре головного мозга».

Уровень развития детей постоянно коррелирует со степенью развития движений пальцев рук (т.е. прямая зависимость).

В период подготовки ребёнка к активной речи нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и пальцев рук. Тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет созревание речевых зон в коре головного мозга. Речевая область формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. Работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с рождения.

Формирование зрительного анализатора, становление зрительной функции оказывает влияние на развитие речи.

Интересно
В возрасте 1 месяца ребёнок может сосредоточиться на предмете. На 2-м месяце следит за движущимися предметами. После 3-х месяцев движения головы определяются движением глаз; формируется зрительно-слуховая связь (следит за артикуляцией говорящего). В 7 месяцев безусловно-рефлекторная имитация мимики угасает.

Первый год жизни – самый сензитивный период для развития всех видов восприятия. Первой голосовой реакцией является крик (это врождённый, безусловный рефлекс, не требует обучения), он не зависит от подражания.

К месяцу появляется гуление – это недифференцированные голосовые реакции. На 3–4-м месяце изменяется характер гуления, оно становится тягучим и приобретает разные интонации. Первые звуки одинаковы у всех народов. Гуление (как и лепет) – это не речь, оно формируется по своим внутренним законам.

Лепет появляется к 5–6 месяцам. Это подражательное повторение и накапливание отдельных слогов. В это время лепет не является реакцией на внешние сигналы, т.е. лепет (и гуление) – не есть средство общения.

Это подготовительный этап.

Лепету придаётся огромное значение в процессе развития речи: это период становления, развития механизма речи. В 6–7 месяцев в механизм лепета начинает включаться слуховой анализатор. Начинается период подражания на слуховой основе (после 6–8 месяцев).

Е.Н. Винарская выделяет 5 периодов врождённых речевых реакций:

  • 0–3 месяцев – период младенческих криков;
  • 3–5–6 месяцев – период гуления;
  • 5–6–10 месяцев – период раннего лепета;
  • 10–12 месяцев – период лепетных псевдослов (лепет несёт сигнальную функцию);
  • 12–20 месяцев – период позднего мелодичного лепета.

Ведущую роль в формировании лепета после 8 месяцев берёт слуховой анализатор. Именно в этот период у глухих детей пропадает лепет, так как они не слышат речи окружающих.

Звуковой лепет слышащих детей изучен в исследованиях А.Д. Салаховой. Она наблюдала, как развивается лепет у 4-х слышащих детей в период формирования лепета. Был сделан основной вывод: развитие лепета не зависит от влияния речевого окружения, лепет развивается по своим внутренним законам.

Доказательством этого служит то, что в лепете детей большое разнообразие звуков, близких по артикуляции к звукам других языков (французского, немецкого, английского). Согласных звуков русского языка в лепете примерно 50%, тогда как близких к английскому – 80%.

Условия, которые необходимы для стимулирования появления гуления и лепета:

  • ребёнок должен быть сухим, сытым, должен иметь эмоциональное общение со взрослыми (на фоне положительно окрашенного эмоционального общения, радостного оживления голосовые реакции становятся стойкими, длятся 10–15 минут);
  • не должно быть внешних помех (музыки, крик, шум). Иначе ребёнок не будет слышать ни себя, ни взрослых;
  • ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого;
  • правильное питание.

Из гласных звуков первыми появляются: «а», «о», «у», «э», «и», «ы». В лепете рано появляются эти же звуки, но с перемещенной назад артикуляцией. Среди согласных первыми появляются «б», «п», «м» (обусловлено актом сосания), «к», «х», «г» (обусловлено актом глотания).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)