Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений

На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимала медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых медицинскую классификацию речевых расстройств критически проанализировал А. Куссмауль в 1877 г. Проанализировав данные о речевых нарушениях, он упорядочил терминологию.

Интересно
Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций. Но ни в одну из них не был заложен определённый принцип. Это привело к разночтению видов и форм речевых нарушении не только в классификациях разных авторов, но и внутри одной классификации.

На рубеже веков, с развитием физиологии высшей нервной деятельности, психологии, медицины, лингвистики и педагогики, эти противоречия стали особенно заметны. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.A. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, пополнив содержательную характеристику речевых расстройств.

В процессе разработки методов логопедического воздействия, пригодных для работы с коллективом детей, клиническая классификация нарушений речи была подвергнута критическому анализу, позволившему ввести новую группировку речевых нарушений (психолого-педагогическая классификация нарушений речи).

В настоящее время в логопедии есть две классификации нарушений речи: клиникопедагогическая и психолого-педагогическая.

По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная.

К нарушениям устной речи относятся:

  • дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
  • ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (в том числе, врождёнными расщелинами нёба);
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;
  • дисфония, афония – расстройство или отсутствие фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
  • заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
  • брадилалия – патологически замедленный темп речи;
  • тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Все вышеперечисленные нарушения устной речи относятся к группе расстройств фонационного (внешнего) оформления высказывания.

Кроме них, в нарушениях устной речи ещё есть нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения
    речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка;
  • афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи подразделяются на:

  • дислексию – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, в аграмматизмах;
  • дисграфию – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений;
  • дизорфографию – специфическое нарушение процессов усвоения и применения орфографических правил.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применения её в педагогическом процессе.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений была разработана в 1960 г. коллективом сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной на основе педагогических, лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитывались структурные компоненты речевой системы, функции речи, соотношение видов речевой деятельности.

В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р.Е. Левиной) нарушения речи подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушения средств общения:

  • фонетические нарушения речи – нарушения произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие недостатков восприятия и произнесения фонем;
  • общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой её сторонам.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения: заикание, рассматриваемое как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Обе классификации нарушений речи отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга.

Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах речевых нарушений, но при общности проявлений речевых нарушений.

Научное обоснование представлений о формах и видах речевых нарушений являются исходным материалом для разработки эффективных методов коррекционной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)