Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями коррекционной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.

К межсистемным связям относятся связи с медикобиологическими и лингвистическими науками.

Внутрисистемные связи.

Логопедия связана с педагогическими науками: с педагогикой – наукой о воспитании человека.

Интересно
Педагогика раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включает теорию воспитания, дидактику, школоведение; коррекционной педагогикой – отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития.

Коррекционная педагогика включает олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения):

  • методикой обучения русскому языку;
  • логопедической ритмикой;

С психологическими науками:

  • психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной);
  • специальной психологией;
  • психодиагностикой; патопсихологией; нейропсихологией.

Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками.

Медико-биологические науки:

  • анатомия и физиология детей и подростков;
  • нейрофизиология и высшая нервная деятельность:
  • невропатология; клиника умственной отсталости;
  • оториноларингология; педиатрия; генетика; психопатология.

Лингвистические науки: языкознание; фонетика; лексика; грамматика; психолингвистика.

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребёнка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях.

Связь логопедии с общей педагогикой. В логопедии используются те же принципы, но они специфичны. Например, принцип наглядности. На первоначальных этапах работы в качестве наглядности используется зеркало, чтобы ребёнок мог следить за артикуляцией (при постановке звука), речь логопеда (при заикании).

Принцип последовательности, системности. Определённая последовательность в звуках, слогах, словах, последующая дифференциация, постепенная автоматизация. Предусматривает усложнение форм речи при заикании (сопряжённая, вопросительноответная, спонтанная речь).

Воспитывающий характер обучения – коррекция личностных форм, коррекция отрицательных черт характера, предупреждение отрицательных черт, формирование трудолюбия, любовь к животным.

Связь логопедии с сурдопедагогикой. Материальная основа речи – слух. Самые незначительные нарушения слуха ведут к нарушению речи.

Связь логопедии с тифлопедагогикой. У многих незрячих, слабовидящих детей овладение речью характеризуется особенностями. В оформлении звуковой стороны речи есть трудности, ребёнок не видит артикуляции. Ребёнок, лишенный зрения, не видит предметы (не возникает зрительно-слуховой связи).

Связь логопедии с олигофренопедагогикой. Речь связана с основными высшими психическими процессами. Основной момент в психике при интеллектуальной недостаточности – нарушение аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.

Интересно
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью закономерны (для речи нужен интеллект). У всех детей с интеллектуальной недостаточностью имеется системное недоразвитие речи.

Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребёнком, для выбора адекватных методов психолого-педагогического обследования детей разного возраста, эффективных методов и приёмов логопедического воздействия, наиболее подходящих для данного ребёнка.

Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребёнка. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а, прежде всего, ребёнка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Методологической основой логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учёт сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации ВПФ, о мозговой организации речи.

Различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности.

Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности.

В формировании высших психических функций принимают участие различные отделы головного мозга.

Речь – высшая функция коры головного мозга. Ее особенности:

  • речь – сложноорганизованный условно-рефлекторный акт, в нем принимают
    участие различные анализаторы;
  • речь социальна по своему происхождению;
  • речь опосредована по своему строению, т.е. первоначальное восприятие опосредуется речью;
  • речь произвольна по способу функционирования.

Среди корковых функций выделяют три группы:

  • праксис;
  • гнозис;
  • речь.

Праксис – практическое (предметное) действие: умение действовать с предметами; способность выполнять (произвольные) движения органами артикуляции (как разновидность праксиса).

Нарушение праксиса носит название апраксия. Апраксия впервые в 19 веке была описана немецким неврологом К. Липманном. Он характеризует апраксию как утрату действий без паралича и пареза.

Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.

В речевой практике встречается двигательная и оральная апраксия (неумение выполнить движение органами артикуляции).

Гнозис – это предметное восприятие. Термин «гнозис» переводится с греческого языка как «узнавание». Нарушение гнозиса – агнозия.

При речевой патологии может иметь место зрительная агнозия (не различает близкие предметы) и слуховая агнозия (близкие звуки не различаются; наблюдается при сенсорной афазии).

Речь: в неё входят и праксические, и гностические компоненты. Нарушения праксиса и гнозиса ведут к нарушениям речи.

Связь логопедии с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи.

Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного развития.

Данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

Эти данные являются необходимыми при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии,
нарушений речи при сниженном слухе и др.

В частности, расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения голосовых складок и др.).

Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического функционирования голосового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием.

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врачаневропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др.

Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных нарушений, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым нарушением, являются компетенцией врача-психоневролога.

Интересно
Врач-психоневролог даёт заключение о состоянии интеллекта ребёнка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального учреждения.

Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребёнка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия.

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи.

Знание законов и последовательности усвоения ребёнком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Нормы языка и последовательность их усвоения ребёнком – важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики. Психолингвистика изучает устройство и функционирование речевых механизмов человека.

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии даёт возможность определить специфику их нарушения при различных её формах.

Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы.

Нейролингвистика возникла на стыке нейропсихологии и психолингвистики, изучает основные механизмы речевой деятельности и те изменения речевых органов, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)