Виды планирования

В процессе разработки планов предприятия используются специфические методы, представляющие собой конкретные способы и приёмы экономических расчётов.

В рамках философии планирования выделяют следующие виды планирования:

  1. формальное;
  2. инкрементальное;
  3. системное.

Формальное планирование предполагает сужение области проблем, чтобы использовать экономико-математические, экономикостатистические методы. Результаты вычислений определяются по формулам без учёта человеческого фактора, квалификации и опыта работников, которые будут осуществлять процесс планирования.

Инкрементальное планирование предусматривает человеческий фактор и политические аспекты, учитывает интуицию, знания, полученные из практического опыта.

Позволяет отразить, предвидеть и учесть при составлении плана те ситуации и проблемы, которые нельзя количественно измерить, однако сталкиваясь с новыми проблемами, оно бессильно.

Необходим синтез формальной и инкрементальной философии, что выражается в разработке системного планирования.

Системное планирование предусматривает создание альтернативных планов на будущее на базе изучения настоящих процессов, но не путём простого приспособления, а как непрерывно развивающийся процесс.

Применяют основные методы планирования:

  • Нормативный – для расчёта определённого показателя с применением норм или нормативов (нормы отхода при обвалке мяса, очистке овощей,  норма прибыли, рентабельности и т.д.).
  • Расчётно-аналитический– когда отсутствуют техникоэкономические нормативы, расчёты плановых показателей производятся на основе достигнутого уровня, их развития.
  • Балансовый – предусматривает использование балансов предприятий и имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов.
  • Экономико-математический – когда наблюдается неопределённость большинства экономических процессов.

Применяют корреляционные модели (нахождения количественного выражения взаимосвязей между показателями, их определяющие, и экстраполированием этих зависимостей на плановый период). В процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)