Виды и характеристика форм административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции весьма содержательна, однако в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка преимущественно задействован внешний аспект указанной деятельности полиции.

Конечно, следует признать, что административная деятельность полиции – это целостное правовое и организационное образование, где каждый элемент имеет свое функциональное и институциональное предназначение.

Является, в сущности, аксиомой, что качество внешней административной деятельности напрямую зависит от внутренних составляющих данного вида работы полиции. Внутренние функции административной деятельности предопределяют эффективность внешних функций соответствующей работы полиции.

Для эффективного решения задач, стоящих перед полицией, необходима, прежде всего, внутренняя организация ее деятельности, посредством которой обеспечивается четкое функционирование всех служб и подразделений.

К внутриорганизационным функциям можно отнести: планирование, прогнозирование, учет, анализ, контроль и др.

Соответственно, такая деятельность, тесно взаимосвязана с внешней деятельностью полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан; предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений; охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и во многом способствует ее эффективному осуществле-нию.

Следовательно, как для внешней, так и для внутренней деятельности полиции характерно выполнение определенных действий, которые можно распределить в соответствующие группы по назначению.

Таким образом, формой административной деятельности полиции являются внешне выраженные определенные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

Иными словами, под формой следует понимать управленческие действия, характеризующиеся внешне выраженным результатом (например, нормативные и индивидуальные управленческие решения).

Административная деятельность органов полиции весьма разнообразна и содержательна, в этой связи по характеру решаемых задач может быть:

  • регулятивной и правоохранительной;
  • по целенаправленности – внешнеорганизационной и внутриорганизационной;
  • по способу выражения – письменной, устной или конклюдентной.

Правовые могут быть:

  • правоустановительными (издание нормативных актов управления – приказа, директивы, положе-ния, наставления и др.);
  • правоприменительными (издание индивидуальных актов управления – регистрация автотранспортных средств, вынесение постановления о наложении административного наказания и др.).

Неправовые – это выполнение:

  • материально-технических (подготовка отчетов, обработка информации, составление справок и др.);
  • организационных действий (служебные совещания, собрания, инструктажи и др.).

Иные юридически значимые действия применяются при возникновении каких-либо ситуаций, например, при совершении административного правонарушения – это будет составление протокола об административном правонарушении, соответственно, если правонарушения нет, то и нет необходимости в применении таких действий.

Соответственно, для регулятивной, правоохранительной, внешней и внутренней деятельности характерно принятие управленческого решения (правовая форма), что же касается способа выражения, то его можно рассматривать как необходимый элемент управленческой деятельности, хотя правовых последствий он не влечет и представлен неправовой формой.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)