Виды финансовой стратегии организации

Выделяют несколько видов финансовых стратегий организации:

  • генеральная;
  • оперативная;
  • направленная на достижение частных стратегических целей (стратегия выполнения отдельных стратегических задач).

Генеральная финансовая стратегия – это стратегия, которая устанавливает направления деятельности организации, ее взаимосвязь с бюджетами различных уровней, возникновение и распределение доходов организации, необходимость в финансовых ресурсах, источниках формирования этих ресурсов и многое другое.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия, которая предполагает управление финансовыми ресурсами и их распределение в ближайшее время, контроль над использованием средств организации, поиск внутренних резервов. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается на квартал или месяц.

В ней прогнозируются валовые доходы и поступления средств (взаиморасчеты с покупателями, платежи по кредитным операциям, денежные поступления, доходные операции с ценными бумагами и т. д.) и валовые расходы (расчеты с поставщиками, оплата труда сотрудников, расчеты по обязательствам перед банками и бюджетами и т. д.).

Оптимальное соотношение доходной и расходной части предполагает, что они должны быть равными, либо доходная часть немного больше расходной. Оперативная финансовая стратегия является частью генеральной финансовой стратегии, которая более подробно характеризует ее в определенном временном промежутке.

Финансовая стратегия достижения частных целей предполагает определение стратегии для обеспечения достижения основной цели. Она направлена на эффективное проведение денежных операций, благодаря которым максимизируется стоимость организации.

Таким образом, финансовую стратегию организации можно представить как интегрированную структуру композиции пяти основных модулей (рисунок 2). Это позволяет сконцентрировать внимание на управлении теми направлениями финансовой сферы, которые являются наиболее значимыми для организации в долгосрочной перспективе.

Виды финансовой стратегии организации

Предлагаемый перечень элементов третьего уровня (финансовых политик) каждого из компонентов не является исчерпывающим; а сосредоточен лишь на отдельных основных элементах.

Интересно
Выбор состава элементов каждого компонента финансовой стратегии организации зависит от масштаба, уровня диверсификации деятельности и иных факторов, поэтому может быть расширен (или сокращен) в зависимости от индивидуальных особенностей отдельных организаций и субъективных позиций ведущих финансовых менеджеров по данному вопросу.

Однако каждый структурный элемент является взаимосвязанным и взаимозависимым по отношению к другим, что предполагает применение единых подходов и принципов их формирования и управления. Поэтому перед организацией стоит задача сформировать такую структуру финансовой стратегии, которая позволила бы принимать оптимальные стратегические решения в сфере управления финансами.

Выделяют следующие основные признаки финансовой стратегии:

  • расширение функциональной финансовой стратегии до масштабов «зеркального» стратегического контура вверх (панель ключевых показателей на уровне генеральных целей) и инвестиционной стратегии вниз (уровень инициатив, программ и локальных проектов);
  • определенность курса финансовой и иных политик соответствующей управленческой функции;
  • развернутое дерево финансовых целей и задач, связанных со сбалансированной системой показателей;
  • поливариантная модель деятельности организации, адаптирующая ее к прогнозируемым изменениям внешней и внутренней среды для поддержания ключевых параметров на безопасном и выверенном курсе;
  • финансовая стратегия служит для выбора альтернатив во время принятия тактических решений в сфере операционного управления, движения финансов и инвестиций.

С точки зрения направленности развития принято различать базовые корпоративные стратегии:

  • ускоренного роста;
  • стабилизации (ограниченного роста);
  • стратегии отхода (сокращения).

В классификацию с позиции глобальности входят:

  • стратегия оперативного реагирования;
  • стратегия минимизации издержек;
  • стратегия инноваций;
  • стратегия дифференциации;
  • стратегия фокусирования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)